Indiana Jones And The Temple Of Doom  Indiana Jones And The Temple Of Doom  Indiana Jones And The Temple Of Doom  Indiana Jones And The Temple Of Doom  Indiana Jones And The Temple Of Doom  Indiana Jones And The Temple Of Doom  Indiana Jones And The Temple Of Doom  Indiana Jones And The Temple Of Doom


Indiana Jones And The Temple Of Doom

«ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ СУДЬБЫ»
(Indiana Jones And The Temple Of Doom)

США, 1984, 117 мин., «Paramount»
Режиссер Стивен Спилберг, сценарист и продюсер Джордж Лукас, композитор Джон Уилльямс, продюсеры Фрэнк Маршалл и Кэтлин Кеннеди
В ролях Харрисон Форд, Кейт Кэпшоу, Джонатан Ке-Кван, Филипп Стоун

В кабаре Шанхая в 1935 году Индиана Джонс ведет опасные переговоры с сомнительными китайцами по поводу обладания редким драгоценным камнем. Начавшаяся драка приводит к бегству Индианы, причем его попутчиками становятся певичка кабаре Уилли Скотт и китайский мальчуган по прозвищу Коротышка. Во время полета на самолете их покидает экипаж. Оставшимся без парашютов героям приходится совершить опасный прыжок и спуск по гималайским горам. Оказавшись в полном одиночестве в джунглях Индии, они натыкаются на заброшенную деревушку, чьи жители находятся в глубоком трауре. Вместе со своими друзьями Индиана Джонс раскрывает зловещую тайну затерянного в джунглях храма, где мрачный жрец Мала Рам держит в подземелье сотни детей, заставляя их искать мифический волшебный камень-символ кровавого культа Кали-Ма. Этот культ требует человеческих жертвоприношений, и появление Индианы Джонса несет избавление несчастным юным пленникам и махарадже, который на самом деле-напичканный наркотиками и манипулируемый Мала Рамом ребенок…
Отличную роль Коротышки исполнил Джонатан Ке-Кван. Интересно, что он пришел на пробы, чтобы просто морально поддержать своего брата, а не пробоваться на роль самому. Но именно он привлек внимание помощника режиссера, так как во время проб брата постоянно подсказывал ему, что нужно делать, а чего-не надо. В этом фильме Стивен Спилберг, пожалуй, достиг вершины технического совершенства, придумав поистине фантастические трюки, например гонки на вагонетках в подземелье, не знающие аналогов в мировом кино. Один головоломный трюк следует за другим, зритель буквально не успевает перевести дух, как следует новый поворот событий и бесстрашный Индиана Джонс попадает в еще более опасное приключение. Падение в пропасть, полет в неуправляемом самолете, присутствие при страшных и таинственных обрядах, жуткие подземелья с ловушками и западнями. Более изобретательный и стремительный фильм, чем первый. Большинство зрелищных идей были позаимствованы у старых американских сериалов, а не у экзотических приключенческих фильмов или картин для детей. Спилберг ограничился явным увеличением средств, чтобы придать жизни старым идеям, точностью в постановке трюков и более разнообразным юмором. Этот юмор в своей подавляющей части вполне традиционен и лишь расширяет «гэги», сами старые как мир (например, эпизод с приемом пищи во дворце махараджи). Придает ускорение этому юмору присутствие женского персонажа, традиционного для кинематографа. Другая сторона ритма: почти полная пассивность персонажей. Их единственный стимул действовать состоит в том, чтобы избежать тысячу и одну возможностей смерти, которые становятся на их пути. Как и в других своих фильмах, Спилберг проявил здесь свой главный недостаток-неспособность оживить персонажей. После этого фильма Кейт Кэпшоу в 1991 году стала супругой Стивена Спилберга, коей остается до сих пор. Картина получила «Оскар» за лучшие спецэффекты, а номинировалась за лучшую музыку. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, режиссуру, грим, сценарий, актера (Форд), юного актера (Джонатан Ке-Кван) и как лучший приключенческий фильм года. После выхода в прокат картина получила множество обвинений в расизме. На роль Уилли Скотт вместо Кейт Кэпшоу первой претенденткой была Шерон Стоун. Гонки на вагонетках были сняты на миниатюрных моделях. Веревочный мост был реальным мостом, висящим на высоте 60 метров в джунглях Шри-Ланки. Боящийся высоты Спилберг никогда не решался пройтись по нему, и, чтобы перебраться на другую сторону, предпочитал проехать в объезд два километра. Харрисон Форд, наоборот, не знал страха, и часто перебегал по мосту на другую сторону на полном ходу. Когда мост рушится, с него падают 14 кукол, в руки и ноги которых были вставлены батарейки, чтобы создавалось впечатление, что они двигаются. Сама сцена снималась в трех местах: натура на Шри-Ланке, Индиана Джонс висит на нем в студии Лондона, а сцены с аллигаторами были сняты Фрэнком Маршаллом во Флориде. Сцены, когда Индиана прячется от выстрелов пулемета за катящимся гигантским кругом, и гонки на вагонетках были в сценарии еще первого фильма «Искатели затерянного ковчега» (1981). Сценарист Лоуренс Касдан в то время был занят своим проектом «Big Chill» (1983), поэтому Джордж Лукас попросил поработать над сценарием Уилльяма Хьюика и Глорию Кац, которые ранее написали ему сценарий фильма «Американские граффити» (1973). Первоначальным названием картины было «Индиана Джонс и храм смерти», но оно звучало слишком зловеще, поэтому было изменено. Правда, в Германии фильм вышел в прокат именно под этим названием. Это всего второй фильм Кейт Кэпшоу («Очертания сновидений», 1984; «Космический лагерь», 1986; «Власть», 1986; «Черный дождь», 1989). Для сцены с участием Кейт Кэпшоу в Шанхайском клубе было сделано всего одно платье, которое берегли как зеницу ока, ибо эта сцена снималась последней. Однажды его едва не съел слон. В этой сцене актриса должна была петь и танцевать одновременно, но платье было настолько узким, что Кэпшоу едва могла двигаться, не рискуя порвать его. В сцене с жуками на Кэпшоу высыпали более 2 тысяч жуков. Для этой картины Кэпшоу брала уроки, чтобы научиться кричать. Большую часть трюков, драк и погонь Индианы Джонса в сценах в храме судьбы исполнил каскадер Вик Армстронг, пока Харрисон Форд отлеживался после операции на спине в Лос-Анджелесе. Вращающиеся столы в начальном эпизоде в клубе до сих пор существуют в ресторанах Шанхая: они служат для того, чтобы было удобнее доставать пищу с другого конца стола. Главный злодей фильма Мола Рам появляется в картине только спустя час после ее начала. Создателям картины не удалось получить разрешение на съемки в Индии, так как местные власти потребовали для утверждения сценарий, а потом попросили убрать слово «махараджа». В результате съемки перенесли в Шри-Ланку, в места, где ранее снимали картину «Мост через реку Квай» (1957). Питон, которого принимает за хобот слона Кейт Кэпшоу, специально ввезли в Шри-Ланку. Но власти очень негостеприимно встретили змею, поэтому дрессировщик был вынужден прятаться с ним в своем гостиничном номере под именами Mr. и Mrs. Longfellow. Индийского деревенского шамана сыграл местный актер, не говоривший не слова по-английски, а повторявший движения губ стоявшего за камерой Спилберга. Поэтому паузы в его речи не были запланированными, просто актер ждал, пока Спилберг произнесет очередную фразу. В первоначальном сценарии была мотоциклетная погоня по Великой китайской стене, но власти Китая не выдали разрешение на съемки, поэтому погоню заменили сценой на самолете. Спилберг хотел, чтобы актриса Карен Аллен вернулась к роли девушки Индианы из первого фильма, но потом он и Джордж Лукас решили, что каждый раз у героя должна быть новая спутница. Правда, Карен Аллен вернулась к своей роли Марион в четвертом фильме саги «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» (2008). Для роли Мола Рама индийский актер Амриш Пури побрил свою голову налысо. Это так понравилось зрителям, что с тех пор актер вынужден постоянно поддерживать свой образ, став одним из самых популярных индийских актеров-злодеев. Спилберг считает этот фильм самым слабым в саге. Во время съемок сцены с избиением Харрисона Форда хлыстом, на съемочной площадке появилась Барбара Стрейзанд в черном кожаном одеянии, взяла хлыст и стала в шутку хлыстать Форда, приговаривая, что это «за фильм «Hanover Street» (1979), самый ужасный фильм, который я видела», а потом продолжила за «Звездные войны» (1977), которые собрали такое огромное количество денег». Потом на площадке появилась его партнерша по «Звездным войнам» актриса Кэрри Фишер, попытавшаяся защитить Форда, а режиссер Ирвин Кершнер, шутя, обратился к Спилбергу: «Ах, вот каким способом ты снимаешь свои фильмы!?». Сцену с появляющимися на поверхности супа глазами пришлось снимать со множества дублей, ибо глаза были прилеплены ко дну чашки, и Кейт Кэпшоу должна была сильно встряхнуть ее, чтобы глаза отклеились и всплыли. Но каждый дубль на поверхности супа появлялось 1-2 глаза, а остальные никак не хотели отклеиваться. Джордж Лукас хотел сделать этот фильм значительно мрачнее, чем «Искатели затерянного ковчега», как это получилось у него с проектом «Империя наносит ответный удар» (1980), который был значительно мрачнее, чем «Звездные войны». Но впоследствии Лукас признал, что не хотел снять настолько мрачный фильм, который вышел у него по той причине, что он во время работы над этой картиной находился в стадии болезненного развода с женой. Визуальными эффектами занимался Том Смит («Убийца драконов», 1981; «Инопланетянин», 1982; «Полтергейст», 1982; «Возвращение джедая», 1983; «Дорогая, я уменьшил детей», 1989; «Дорогая, я увеличил ребенка», 1992; «Прибытие», 1996). При бюджете в 28 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 333 миллиона и еще 211 миллионов выручила за право использования во всем мире. Оценка 5 баллов.