Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Inferno

«АД»
(Inferno)

Италия, 1979, 107 мин., «Produzione Intersound/20th Century Fox»
Режиссер и сценарист Дарио Ардженто, композитор Кейт Эмерсон
В ролях Ли Макклоски, Ирен Миракл, Саша Питоефф, Дарья Николоди, Федор Шаляпин, Элеонора Джорджи, Алида Валли

Роза Эллиот селится в новой квартире шикарного дома в Нью-Йорке. Антиквар Казанян продает ей книгу «Три Матери», откуда она узнает, что это здание является одним из трех сооружений, построенных безумным архитектором и алхимиком Варелли. Он хотел, чтобы они служили пристанищем трем злым божествам, Матерям, которые правят миром. Именно они наняли его для строительства. Мать Мрака находится в Нью-Йорке, другое здание находится в Риме-Мать Стона, а третье во Фрайбурге-Мать Вздоха. Но вместе они есть одно единое целое-Смерть. Каждое здание есть дверь в Ад и охраняется одной из Матерей, которые распространяют по всему миру боль, страдания и зло. Книга предлагает многочисленные приметы, которые могут помочь обнаружить врата, ведущие в Ад. Роза отправляется в подвал, где видит в полу дыру, сквозь которую видна вода. Она ныряет туда и обнаруживает подводные комнаты. Но всплывающие разложившиеся и опухшие трупы пугают ее. Роза в испуге убегает. Вскоре она слышит голос, говорящий, что она видела слишком много. Роза не решается обратиться в полицию. Она пишет об этом своему брату-студенту музыки Марку в Рим. Но письмо случайно попадает в руки его подруги Сары. Она идет в библиотеку, чтобы там взять книгу «Три Матери», но ее жестоко убивает некто в черных перчатках. Марк звонит Розе, чтобы сообщить, что случилось, но линию разъединяют. Когда Марк прибывает в Нью-Йорк, он узнает, что Роза таинственным образом исчезла. Он видит кровь в комнате сестры, встречается с ее подругой Элизой, которая объясняет ему, чего боялась Роза. После этого Марк чувствует себя плохо. Ему кажется, что его отравили. Элиза отправляется на его поиски, но на нее нападают агрессивные кошки. Тем временем насильственной смертью погибает антиквар Казанян, которого съедают крысы в центральном парке во время лунного затмения. Потом погибают Элиза и смотрительница дома. В конце концов, Марк обнаруживает, что виновником всех этих смертей является дух архитектора Варелли, который переселился в доктора Арнольда, собственника этого здания. Пожар уничтожает проклятый дом, и спасается только один Марк…
Картина является прямым продолжением фильма Дарио Ардженто «Вздох», который был снят двумя годами ранее. Обе картины являются частью трилогии под названием «Три матери». Третий фильм «Третья матерь» вышел в 2007 году. Колдуны «Вздоха» теперь проводят нас в другой мир сверхъестественного: здесь присутствует алхимия и магия. Оккультные силы всегда имели успех в мире кинематографа, но здесь сценарию не хватает связности, а персонажам-убедительности. Они здесь только послушные исполнители жестокой и не всегда мотивированной бойни. Сценам убийств здесь уделено значительное место. Они продолжительны и зрелищны. Режиссер свел к минимуму диалоги, предоставив возможность развиваться сюжету самостоятельно. Ощущается излишество черных и белых декораций, розового и голубого освещения. Постановщик декораций Джузеппе Бассан, оформивший в готическом стиле здания в Риме и Нью-Йорке, также работал над другими картинами режиссера «Пурпурно-красный» (1975), «Вздох» (1977), «Тень» (1982). В работе над этим фильмом принимал участие умерший в том же году Марио Бава. Он занимался оптическими спецэффектами, а также всем, что связано с зеркалами, кристаллами. Кроме того, он делал модели и «размножал» изображения без помощи компьютера. Также Бава снял подводную сцену. Впоследствии Дарио Ардженто помогал его сыну Ламберто Бава в работе над картиной «Демоны» (1985). Первоначально на роль Марка приглашали Джеймса Вудса, но он уже подписал контракт на съемки в фильме «Видеодром» (1983). Из картины были вырезаны некоторые эпизоды, например с вертолетом, которые в том же году использовал Уилльям Ластиг в своей картине «Маньяк». Все руки убийцы в фильме принадлежат самому Дарио Ардженто. Позднее Ламберто Бава вспоминал, что он снял так много эпизодов с участием котов, что с этого момента стал испытывать к ним отвращение, и до сих пор не может выносить этих животных. Одной из причин, по которым главную роль получила Ирен Миракл, было то, что она была профессиональной синхронисткой, что требовалось для съемок подводной сцены. Съемки фильма заняли три месяца. Когда дублер Ли Макклоски сломал ногу, в финальном эпизоде взрыва пришлось сниматься самому актеру, о чем он впоследствии с ужасом вспоминал, ибо он единственным из членов съемочной группы в момент взрыва был беззащитным. Во время съемок Ардженто серьезно заболел гепатитом и несколько дней провел в постели. Брат Дарио по имени Клаудио лучше говорил по-английски, поэтому часто повторял команды Дарио членам съемочной группы и актерам. Известный рок-музыкант Кейт Эмерсон из группы «Эмерсон, Лейк и Палмер» в 1980 году выпустил сольный альбом с одноименным названием, содержащий музыку к этому фильму. На следующий год он написал музыку к картине «Ночные ястребы» с Сильвестром Сталлоне и Рутгером Хауэром в главных ролях. Спецэффекты создал легендарный Жермано Натали («Столкновение звезд», 1979; «За чертой», 1981; «Потрошитель Нью-Йорка», 1982; «Опера», 1987). Всего в картине восемь трупов. Сначала мужчине протыкают горло кухонным ножом. После чего этот же нож втыкают в спину женщине. Женщине наполовину отрывает голову упавшее оконное стекло. На женщину нападает стая котов, после чего ее за экраном убивают ножом. Мужчину пожирают безжалостные крысы-паразиты и прогрызают ему глотку. Мужчине вырывают глаза. Женщина оказывается во время пожара в своей комнате и выбрасывается из окна. Мужчину бьет током от микрофонного шнура. Сценарий к картине режиссеру помогала писать его супруга Дарья Николоди. Бюджет фильма составил 3 миллиона долларов. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа