Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Invisible Man

«ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА»
(The Invisible Man)

США, 1933, 71 мин., ч/б, «Universal»
Режиссер Джеймс Уэйл по Герберту Уэллсу, композитор Фрэнк Харлинг, гример Джек Пирс
В ролях Клод Рейнс, Генри Траверс, Глория Стюарт, Уилльям Харриган, Форрестер Харви, Уна О’Коннор

Зловещим зимним снежным вечером некто с забинтованным лицом снимает комнату на постоялом дворе. Это молодой ученый доктор Фрэнк Гриффин, который пять лет назад занимался исследованиями в области химии и физики. Ему удалось изобрести сыворотку, которая сделала его невидимым, но вернуться обратно в нормальное состояние ему до сих пор не удалось. Он запирается в своей комнате и просит его не беспокоить. После нескольких недель неуплаты по счету, владелец гостиницы хочет выселить жильца. Но реакция того оказывается настолько бурной, что приходится вызвать полицию. Гриффину приходится снять свои бинты и исчезнуть из комнаты. Он уезжает на украденном велосипеде и возвращается в квартиру своего коллеги, доктора Кемпа. Они оба работали на доктора Кренли, чья дочь Флора является невестой Гриффина. Впрыснув себе один из компонентов своей сыворотки, который радикально воздействует на умственное состояние, Гриффин собирается сеять повсюду ужас и террор. Он провоцирует несколько зрелищных столкновений поездов, после чего убивает одного из полицейских. Он принуждает доктора Кемпа стать его соучастником. Тот пытается позвонить доктору Кренли, а потом в полицию. Кренли и Флора приезжают к нему, чтобы попытаться воздействовать на благоразумие доктора Гриффина. Тот заявляет Флоре, что именно для нее он занимался этими исследованиями. Приступ безумной мегаломании захлестывает Гриффина: «Даже луна боится меня!». Он замечает, как полиция окружает дом. Он понимает, что доктор Кемп его предал и говорит ему, что убьет его на следующий день. Легко скрывшись от полиции, Гриффин устраивает грандиозную железнодорожную катастрофу, переведя стрелки на рельсах. Шеф полиции хочет использовать Кемпа как приманку, чтобы поймать человека-невидимку. Доктор Кемп отправляется в участок, где переодевается в форму полицейского и уезжает на машине. Но Гриффин уже давно следит за ним, поэтому ему не составляет никакого труда убить Кемпа и сбросить машину в пропасть. Но Гриффину необходимо спать, поэтому он проникает на зерновой склад. Крестьянин слышит его храп и предупреждает полицию, которая окружает склад. Гриффин пытается убежать, но его выдают следы на снегу. Его смертельно ранят, тело переносят в постель. Флора стоит у изголовья кровати. В момент смерти сыворотка прекращает действовать и доктор Гриффин превращается в обыкновенного человека…
Съемки фильма продолжались четыре месяца-неслыханный срок для того времени. Клод Рейнс («Загадка Эдвина Друда», 1935; «Принц и нищий», 1937; «Приключения Робин Гуда», 1938; «Оборотень», 1941; «Касабланка», 1942; «Призрак оперы», 1943; «Печально известный», 1946; «Затерянный мир», 1960; «Лоуренс Аравийский», 1962), ангажированный Уэйлом вместо Бориса Карлоффа, сыграл свою первую роль, столь же сенсационную, сколь парадоксальную. Ибо его лицо не появляется на экране до самого последнего эпизода фильма. Карлофф отказался от роли, так как ему не понравилось, что его лица не будет видно в течение всего фильма. Как и герой фильма Сиднея Поллака «Электрический наездник» (1979), он мог в любой момент прибегнуть к дублеру, а самому заниматься другими делами. Но Рейнс не сделал этого и присутствовал на съемочной площадке постоянно. Несколько лет спустя Рейнс повел свою дочь в кинотеатр на этот фильм, и когда он, в шляпе и шарфе, поросил билеты, билетер узнал его голос и хотел пропустить бесплатно, но актер настоял, чтобы заплатить за оба билета. Потрясающие для того времени спецэффекты Джона Фултона. Когда Гриффин снимает бинты, перевязывающие его голову, на месте которой оказывается пустота, зритель по-настоящему чувствует невидимость героя. Достигалось это съемками полностью одетого в черный бархат актера на фоне черного бархатного задника. Джеймс Уэйл очень достоверно передал произведение Герберта Уэллса. Фильм практически не устарел и до сих пор смотрится с удовольствием. Когда сценарист, собиравшийся писать сценарий этого фильма, попросил на студии книгу Герберта Уэллса, ее там не оказалось. Взамен ему выдали 14 черновых сценария, действие которых разворачивалось в царской России и даже на Марсе. Сценариста не устроило это, он купил роман писателя в букинистическом магазине и написал сценарий, максимально приближенный к роману. Картина удостоилась на международном Венецианском кинофестивале специального упоминания. В 2008 году картина была внесена на хранение в медиаеку при конгрессе США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа