Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

JFK

«ДЖОН ФИТЦДЖЕРАЛЬД КЕННЕДИ»
(JFK)

Франция-США, 1991, 189 мин., «Warner»
Режиссер, сценарист и продюсер Оливер Стоун, композитор Джон Уилльямс
В ролях Кевин Костнер, Томми Ли Джонс, Джек Леммон, Салли Киркленд, Гари Олдмен, Сисси Спейсек, Винсент Д'Онофрио, Майкл Рукер, Джо Пеши, Уолтер Маттеу, Кевин Бейкон, Томас Милиан, Джон Канди, Дональд Сазерленд

Окружной прокурор Нового Орлеана Джим Гаррисон не удовлетворен официальной версией убийства президента США Джона Кеннеди 22 ноября 1963 года в Далласе. На свой страх и риск он инициирует собственное расследование. Постепенно Гаррисон приходит к выводу, что обстоятельства убийства сильно разнятся с теми, которые стали достоянием общественности. А, может быть, ей и не следует знать всю правду?…
В своей более ранней картине «Дархэмский бык» (1988) персонаж в исполнении Кевина Костнера произносит фразу: «Я уверен, что Ли Харви Освальд действовал в одиночку…». Это любимый собственный фильм Стоуна, который он ставит наравне с «Крестным отцом» (1972). После выхода фильма в прокат многие обвинили Стоуна в искажении фактов. На что режиссер опубликовал сценарий картины, в котором документально обосновал все изображенные в фильме события. У Дональда Сазерленда и Кевина Костнера в фильме были очень длинные монологи, которые актеры говорили по памяти. Стоун первоначально хотел видеть в роли Джима Гаррисона Харрисона Форда или Мела Гибсона. Интересно, что сначала Костнер отклонил предложенную ему роль. Кабинет президента США в фильме был выполнен очень правдоподобно. Правда, стоил он 70 тысяч долларов, а появлялся в картине на 8 секунд и в черно-белом изображении. Фраза «чем больше ложь, тем больше людей в нее верят» принадлежит Йозефу Геббельсу. Стоун готовился к съемкам этого фильма, еще работая над картиной «Рожденный 4-го июля» (1989), лично прочитав 25 книг об убийстве Кеннеди и дав команду своим 24-м помощникам прочитать еще более 200 книг, рассказывающих об убийстве. Первоначальный сценарий фильма содержал почти 200 страниц, хотя впоследствии был сокращен на четверть. Большинство актеров потребовало за съемки в этом фильме повышенный гонорар по сравнению со своим обычным. Очень трудно было получить разрешение на съемки из реального окна здания, откуда стрелял Освальд. Там находилось школьное книгохранилище, а сам пятый этаж здания был превращен в музей. Переговоры шли пять месяцев, в результате чего за плату в 50 тысяч долларов разрешение было получено. Но переоборудовать внутренние помещения в стиле 1963 года разрешили только этажом ниже. А вот само окно, откуда стрелял Освальд, снималось именно настоящее, на пятом этаже. Причем на этот этаж разрешали входить лишь пятерым сотрудникам съемочной группы, и только в определенные часы, когда музей не работал. Оформление Dealey Plaza, как площадь выглядела в 1963 году, обошлось в 4 миллиона долларов. В нее вошла арендная плата властям города и оплата работы полицейских, перекрывших площадь Далласа на три недели. Съемки эпизода убийства заняли 10 дней, во время которых было использовано 7 основных и 14 дополнительных камер. Картина снималась невероятно долго: 72 дня. Оливер Стоун лично показал фильм перед конгрессом США в Капитолии в декабре 1991 года. «Пусть правосудие свершиться, даже если разверзнуться небеса»-это римская поговорка. Готовясь к роли супруги Освальда Марины, актриса Беата Позняк прочитала невероятное количество материалов о ней, а также некоторое время пожила с еще живой Мариной Освальд. Режиссер выпросил у известной писательницы Энн Райс ее лабрадора, чтобы тот снялся в качестве семейного пса Гаррисонов. Вступительную речь в картине читает Мартин Шин, который сыграл Джона Кеннеди в фильмах «Кеннеди» (1983) и «Бобби» (2006). В небольшой роли в черно-белой сцене рассказа Гаррисона как именно был убит Кеннеди, снялся Джеймс Белуши. Права на книгу Джима Гаррисона, которую он по совету своего друга прочитал в самолете, летевшим на Филиппины, где режиссер снимал «Взвод» (1986), Оливер Стоун купил за собственные деньги. Стоун отдал все права на фильм студии «Warner» в обмен на ее 20-миллионый бюджет, не желая, чтобы сценарий гулял по всем студия Голливуда, в ожидании, пока какая-нибудь из них заинтересуется им, из-за опасения, что сюжет станет известен общественности. Кевин Костнер также тщательно готовился к роли, встретившись с настоящим Джимом Гаррисоном, а также с его близкими и знакомыми, друзьями и врагами. Финальная речь Гаррисона не подразумевала столь сильные эмоции, когда Костнер действительно пустил слезу. Костнер рассказывал, что разучивал эту роль, плавая в своем бассейне, пока сидевшая рядом его мать сверялась с текстом сценария. Это один из десяти совместных фильмов близких друзей Уолтера Маттеу и Джека Леммона. Вспотевшее лицо Джона Канди во время разговора с Гаррисоном было естественным. Актер был так взволнован возможностью появиться в драматическом фильме (Канди обычно снимался в легких комедиях) вместе с серьезными актерами, типа Олдмана и Сазерленда, что во всех своих сценах очень сильно потел от волнения. Стоун выбрал его на эту роль, так как он очень похож на реального Дина Эндрюса. В Италии, где производят ружье «Mannlicher Carcano», его называют «гуманным», так как из него практически невозможно никого убить. На роль Гаррисона сильно претендовал Джеймс Вудс, но актер хотел акцентировать сюжет на личной жизни Гаррисона, в то время, как Стоун хотел рассказать именно о расследовании Гаррисона обстоятельств убийства Джона Кеннеди. Так что Вудсу пришлось отступить. Сцена в тюрьме Анголы была снята с реальными заключенными и охранниками. Стоуну так понравилось там снимать, что он захотел снять целиком там какой-нибудь фильм. Убийство Освальда Джеком Руби было снято в реальном подземном гараже мэрии Далласа, где оно в реальности произошло. Также арест Освальда был снят в настоящем городском театре, где оно случилось. Аренда, выплаченная театру, позволила отреставрировать его и ввести в эксплуатацию. На роль Гаррисона претендовали Джефф Бриджес (чья кандидатура была отклонена из-за не очень звездного статуса) и Ник Нолт (который выглядел слишком старым). Нолт позднее работал со Стоуном над картиной «U-Turn» (1997). Также очень хотел получить роль Гаррисона Дон Джонсон, но продюсеры посчитали, что столь растиражированное в многочисленной рекламе лицо не сможет выглядеть убедительно в этой серьезной роли. Картина удостоилась «Оскара» за лучшую операторскую работу и монтаж, а номинировалась за лучшую режиссуру, музыку, звук, сценарий, актера второго плана (Томми Ли Джонс) и как лучший фильм года. Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучший монтаж и звук, а номинировала за лучший сценарий и актера второго плана (Томми Ли Джонс). Фильм получил «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, а номинировался за лучший сценарий, актера (Костнер) и как лучший фильм года. При бюджете в 40 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 206 миллионов и еще 34 миллиона выручила за право использования на территории США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа