Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Johnny Guitar

«ДЖОННИ-ГИТАРА»
(Johnny Guitar)

США, 1954, 110 мин., «Republic Pictures»
Режиссер и сценарист Николас Рей, композитор Виктор Янг
В ролях Джоан Кроуфорд, Джон Кэррадайн, Мерседес Маккембридж, Стерлинг Хайден, Скотт Брэди, Эрнест Борнайн

Джонни Логан, бывший авантюрист, известный всему Дикому Западу как меткий стрелок Джонни-Гитара, нанимается на работу на ранчо Вены-женщины, которую некогда любил. Они расстались пять лет тому назад, но так и не смогли друг друга забыть. Салун Вены в данный момент пустует. Макиверз и Эмма, крупнейшие скотовладельцы в регионе, завидуют Вене и считают ее своим злейшим врагом. Брата Эммы убивают при нападении на дилижанс. Эмма уверена, что убийца-Танцор, который, как она считает, находится в любовной связи с Веной. На самом же деле Эмма, неудовлетворенная женщина, ревнует к безответной симпатии, которую Танцор испытывает к Вене. Макиверз превышает полномочия простого гражданина и требует, чтобы Вена закрыла свой салун, а Танцор и его люди покинули эти места. На следующий день несправедливо обвиненный Танцор решает ограбить банк. В момент ограбления в банке случайно оказывается Вена. Ее все считают сообщницей Танцора. Эмма возглавляет народную дружину, которая намерена покарать виновных. Толпа направляется к салуну Вены, который та уже закрыла. Там находят самого молодого сообщника Танцора-раненого подростка по прозвищу Индюк. Эмма поджигает салун, а Индюка вешают. Вену ждала бы та же участь, но в последнюю минуту ее спасает Джонни. Вдвоем они прячутся в шахте, а затем пробираются в тайное убежище Танцора, куда вслед за ними приходят Эмма и дружина. Поняв, что у Эммы личные счеты с Веной, ополченцы расходятся по домам. Сообщники Танцора убивают друг друга. Сам же он получает пулю в упор от Эммы, которую через несколько мгновений убивает Вена. Джонни и Вена-единственные, кто уцелел в этой бойне-уходят безоружные под взглядами дружинников и целуются…
Один из тех шедевров американского кинематографа, которые при выходе в прокат, кажется, не были поняты нигде, кроме Франции. Тем не менее, этот легендарный вестерн по праву находится в списках лучших образцов жанра, составляемых критиками и любителями кино во всем мире. Прежде всего, удивляет, что настолько оригинальный, настолько личный фильм мог быть снят на студии «Republic Pictures», самой бедной на таланты американской кинофирмы. Почти ни один крупный режиссер нового поколения не прижился на ней. Из старшего поколения одному лишь Аллану Двану удавалось в течение немалого времени (с 1946 по 1954 год) самовыражаться на этой студии. Джон Форд и Фрэнк Борзаж сняли там несколько значительных фильмов; к заслугам фирмы также стоит отнести прокат фильм «Дом у реки» (1950) Не менее удивителен и тот факт, что главный герой этой истории-женщина (фильм был задуман специально для Джоан Кроуфорд); более того: два главных героя, наиболее важные и активные-женщины, связаны утробной ненавистью, фрейдистской ревностью, которую можно назвать уникальной в анналах вестерна. Николас Рей не ищет в вестерне специфику, которую режиссеры его поколения чаще всего обнаруживали в исторической или моральной стороне жанра; вместо этого он использует жанр, чтобы рассказать сентиментальную, лиричную и печальную историю, где многие не без удовольствия разглядели элементы автобиографии: несколькими годами ранее у режиссера был роман с исполнительницей главной роли. Как бы то ни было, подобный переворот жанра порождает ряд душераздирающе грустных сцен. Любовь живет лишь в воспоминаниях и выражается через сожаления, вопросы, ложные признания, раздающиеся в превосходных и по праву знаменитых диалогах. Все персонажи, даже самые скромные, весьма выразительны. Многие служат привычной тематике автора: человек, пытающийся оставить в прошлом привычную тягу к насилию (Стерлинг Хайден), подросток, погибший из-за той же тяги к насилию, не успев толком осознать свои действия (Бен Купер в роли Индюка). Наконец, даже на уровне цветовой палитры в невезучем формате «Trucolor», быстро канувшем в лету из-за своих многочисленных дефектов, в фильме есть интересные изобразительные решения. Рей приложил все усилия, чтобы максимально убрать с экрана синий цвет, смотревшийся очень плохо, и выделить оттенки черного и белого (парадоксальное явление в цветной картине). Черные одежды разъяренной толпы. Белое платье Джоан Кроуфорд, когда она играет на рояле в салуне, похожем на пещеру. Классической сжатости времени и места действия противопоставлен набор пышных элементов-например, декораций, в которых действуют персонажи. И этот контраст, сам по себе барочный по стилю, лишь прибавляет фильму очарования и вызывающей оригинальности. Эти качества свидетельствуют о высочайшей авторской свободе в рамках жанра, подчиняющегося очень строгим правилам, но в то же время открытого для любых экспериментов. Актрисы Джоан Кроуфорд и Мерседес Маккембридж не ладили между собой не только по сценарию фильма, но и в жизни. Однажды Кроуфорд напилась и раскидала платья, которые Маккембридж носила в фильме, на автостраде Аризоны. Членам съемочной группы пришлось в спешке их собирать. Актрисы поссорились, и свою незанятость в кино в последующие два года Маккембридж списывала на то, что Кроуфорд всячески препятствовала ее карьере. Кроуфорд настаивала, чтобы ее крупные планы снимались исключительно в павильонах, где можно было четко контролировать освещение. На натуре не было снято ни одного крупного плана актрисы. Купившая права на роман Кроуфорд хотела, чтобы роль Эммы сыграла Клэр Тревор («Риф Ларго», 1948), и была в бешенстве, когда студия предпочла более молодую и привлекательную Маккембридж. Интересно, что фильм планировали снимать в 3D-формате. По окончании съемок Стерлинг Хайден сказал: «В Голливуде недостаточно денег, чтобы заставить меня сняться еще в одном фильме с Джоан Кроуфорд. А я люблю деньги!». В 2008 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа