Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Das Kabinett Des Doktor Caligari

«КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ»
(Das Kabinett Des Doktor Caligari)

Германия, 1919, 78 мин., ч/б, немой, «Decla-Bioscop»
Режиссер Роберт Вине, сценарист Фриц Ланг, композитор Джузеппе Бечче
В ролях Вернер Краусс, Конрад Вейдт, Лил Даговер, Фридрих Феер

В палате психиатрической лечебницы разговаривают двое больных. Франсис рассказывает своему собеседнику эпизоды из своей жизни. Как-то в родном городе он вместе с другом Аланом отправился на ярмарку. Там доктор Калигари показывает лунатика по имени Чезаре. Доктор Калигари расхваливает ротозеям и зевакам своего Чезаре. Хотя ему уже 23 года, он спит с момента своего рождения. Доктор утверждает, что тот может ответить на все вопросы, касающиеся прошлого и будущего. Алан задает вопрос: «Сколько мне осталось жить?». Чезаре отвечает: «Только до рассвета». Тем временем в городе погибает чиновник от удара чем-то острым. Алан и Франсис любят одну и ту же девушку. Они решают предоставить право выбора ей самой, обещая при любом исходе не прекращать своей дружбы. Этим же вечером на Алана кто-то нападает и убивает острым предметом. Франсис узнает о смерти своего друга и моментально вспоминает о предсказании Чезаре. Он рассказывает об этом своей девушке и просит ее отца, медика, чтобы тот обследовал лунатика. Тем временем полиция арестовывает молодого человека с кинжалом в руках, который пытался убить пожилую женщину. Франсис и медик отправляются к доктору Калигари и просят, чтобы тот разбудил Чезаре. Но вскоре они читают в газете сообщение, что таинственный убийца уже арестован. Обвиняемый утверждает, что он не совершал два первых убийства. Девушка Франсиса, не дождавшись новостей от отца, отправляется в шатер доктора Калигари, где тот демонстрирует ей Чезаре. Испугавшись, она убегает. После похорон Алана, Франсис ходит вокруг шатра доктора Калигари и смотрит, как Чезаре спит в гробу. Однажды ночью Чезаре проникает в комнату девушки и похищает ее. Он убегает с ней по крышам высоких домов. Преследуемый, Чезаре бросает девушку, а сам скрывается. Франсис и ее отец приносят девушку в постель. Она обвиняет в своем похищении Чезаре. В растерянности Франсис говорит, что Чезаре постоянно спит, поэтому не мог этого сделать. Тем временем полиция обнаруживает, что в гробу спящего Чезаре находится обыкновенный манекен. Франсис преследует доктора Калигари до ворот психиатрической лечебницы. Там он спрашивает у персонала, есть ли у них больной по имени Калигари. Медсестра отводит его к главному врачу лечебницы: им оказывается доктор Калигари. Франсис в испуге убегает. Ночью Франсис вместе со своими друзьями проникает в кабинет доктора Калигари. Там он обнаруживает книгу о лунатизме, датированную 1726 годом. Из нее Франсис узнает о таинственном докторе Калигари, который заставлял совершать убийства загипнотизированного лунатика. Франсис обнаруживает дневник главного врача, в котором тот описывает опыты над одним из пациентов лечебницы. Он понимает, что главный врач лечебницы стал одержим доктором Калигари. Франсис видит на стенах надписи: «Я должен стать Калигари!». Чезаре обнаруживают спящим в шатре. Он ведет Франсиса к главному врачу психиатрической лечебницы. Франсис требует у доктора Калигари снять маску. Главный врач пребывает в шоке. Он приказывает надеть на Франсиса смирительную рубашку и отвести в палату. Этими словами Франсис заканчивает свой рассказ. Среди других пациентов лечебницы Франсис видит свою любимую девушку и Чезаре. Франсис предлагает ей выйти за него замуж. Он говорит ей, что безумен не он, а доктор Калигари. На него снова одевают смирительную рубашку. Главный врач психиатрической лечебницы стоит у изголовья постели Франсиса и говорит: «Я прочитал о Калигари. Наконец я понял причину вашего безумия. Теперь я знаю путь к исцелению!»…
Знаменательная дата в истории мирового кинематографа: появление экспрессионизма. Картина предложила эстетические новшества: стильный грим, декорации из красочных полотен, преднамеренные ошибки перспективы. Реальность постоянно деформированная, климат фантастический, образы близки к галлюцинациям. Эта кошмарная история безумия предвосхищает авторитарное появление Гитлера. Во всяком случае, она символизирует идейный разброд и беспорядок, царившие в Веймарской республике. Поражение в Первой мировой войне, подавление революции 1918 года, подорванная промышленность, инфляция, безработица, голод создали в стране упадочную, мрачную атмосферу. Интеллигенция искала выход в мистике и фантазиях, стремилась отвлечься, уйти от унылой действительности. Выражением этих настроений в искусстве явился экспрессионизм-очень сложное направление, выражающее крайне субъективное отношение художников к жизни. Ярчайшим проявлением экспрессионизма в кино явился этот фильм. Тревожная, болезненная атмосфера создавалась благодаря деформированным, скошенным, надломленным декорациям, причудливому, контрастному освещению и нервной, условной игре актеров. Вернер Краусс был облачен в черный плащ и высокий цилиндр, поражал резкими морщинами на лице, блуждающим, странным взглядом. Конрад Вейдт-высокий, худой, с огромными, обведенными черными глазами, двигался как марионетка. Все это производит сильное, но тягостное, гнетущее впечатление. Первая картина, серьезно занявшаяся психоанализом и содержащая целый набор приемов, ставших впоследствии стандартными для фильмов ужасов: безумный доктор, зомби, лунатик. Картина оказала большое влияние на развитие кинематографа и становление многих режиссеров. Наряду с картинами «Метрополис» (1927), «Носферату-симфония ужаса» (1922) и «Голем» (1921)-это лучшая фантастическая лента начала прошлого века. Это первый фильм, который ввел в кинематограф фигуру безумного ученого. Конрад Вейдт впоследствии перебрался в Голливуд, где продолжал играть злодеев, в частности майора Страссера из знаменитого фильма «Касабланка» (1942). Продюсер Эрик Поммер хотел, чтобы режиссерское кресло занял Фриц Ланг, который вначале заинтересовался фильмом, но потом ушел в другой проект. Первая и последняя сцены фильма с сумасшедшим рассказчиком были добавлены после сильного давления со стороны политиков и властей. Декорации были сделаны как в театре полностью из картона, на котором были нарисованы впечатляющие тени. Сценарист фильма Ганс Яновитц в действительности подвергся мучениям и издевательствам со стороны военных психиатров во время Первой мировой войны. Сценарист Ганс Яновитц написал главную женскую роль для своей подруги Гильды Лангер, актрисы Берлинского театра, но роль ушла Лил Даговер. Фильм считается по-настоящему первым фильмом ужасов в истории кинематографа. За неделю до премьеры фильма в Берлине появились большие афиши с текстом «Вы должны стать Калигари!», которые абсолютно не разъясняли, что рекламируется фильм. Яновитц рассказывал, что идея фильма пришла к нему в голову, когда он однажды забрел на карнавал и увидел мужчину, одетого во все черное, сновавшего туда-сюда со странным видом. На следующий фильм он услышал, что на карнавале была убита девушка. Яновитц пошел на ее похороны и снова заметил того же мужчину. У Яновитца не было доказательств, что именно тот мужчина был убийцей, но идея сценария у него возникла. Когда премьера картины состоялась в апреле 1921 года в Нью-Йорке, некоторые зрители стали возмущаться и требовать вернуть им деньги назад. Через некоторое время Роберт Вине в мрачных, изломанных декорациях поставил картину «Преступление и наказание» по Достоевскому. Интересный ремейк был снят режиссером Роджером Кеем в 1962 году по сценарию Роберта Блоха. Бюджет фильма составил 20 тысяч немецких марок. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа