Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

King Kong

«КИНГ-КОНГ»
(King Kong)

США, 1933, 100 мин., ч/б, «RKO Radio Pictures»
Режиссеры и продюсеры Мериан Купер и Эрнест Шодсак, сценарист Мериан Купер, композитор Макс Штейнер
В ролях Фэй Рей, Роберт Армстронг, Брюс Кабот, Сэм Харди, Фрэнк Рейчер

Нью-Йоркский режиссер Карл Дэнхем везет свою съемочную бригаду на Остров черепов на востоке Суматры, где, как он слышал, местные жители поклоняются загадочному существу. Остров окружен высокой стеной, чья конструкция восходит к глубине веков. Съемочная группа прибывает на остров прямо во время торжественной церемонии, которую вождь племени прерывает с их прибытием. Он хочет обменять главную звезду съемочной группы, блондинку Энн Дарроу на шесть женщин его племени, но получает отказ. Но с корабля Энн, в которую влюблен помощник капитана Дрисколл, похищают аборигены. Во время следующей церемонии огромные двери в стене отворяются, и съемочная группа видит Энн, привязанную за руки к двум столбам. Она является жертвоприношением аборигенов, предназначенным для Бога Конга, которым на самом деле является гигантская горилла. Она появляется, аккуратно берет пальцами Энн и уходит. Дэнхем и его товарищи пускаются в погоню через джунгли, следуя по гигантским отпечаткам ног. Они вступают в бой с динозавром, а потом, пересекая на лодке озеро, с бронтозавром, внезапно появившимся из воды и убившим несколько членов съемочной группы. Оставшиеся в живых киношники прячутся на дереве, но его вырывает с корнем Кинг-Конг. Люди падают и разбиваются насмерть. Кинг-Конг сражается с тираннозавром и ломает тому челюсть. Дэнхем и Дрисколл оказываются единственными выжившими из всей съемочной бригады. Кинг-Конг кладет Энн в грот и сражается с рептилией, которую убивает в безжалостной схватке. Тем временем птеродактиль пытается похитить Энн. Во время новой схватки птеродактиля с Кинг-Конгом, Дрисколлу удается похитить Энн. Они вдвоем по лианам спускаются со скалы в пропасть. Кинг-Конг пускается за ними в погоню. Дрисколл и Энн падают в море. К ним присоединяется Дэнхем, который больше не думает о своем фильме. Он хочет поймать Кинг-Конга и показывать его в Америке как восьмое чудо света. Кинг-Конг ищет Энн, ломает ворота стены и разгоняет аборигенов. Он успевает раздавить несколько человек, прежде чем Дэнхем стреляет в него ракетой со снотворным…Вечер первого представления на Бродвее, зал полон. Дэнхем представляет публике Кинг-Конга как Чудовище, которое охотится за Красавицей. Кинг-Конг появляется на сцене, закованный в цепи. Но вспышки фотографов нервируют его. Он приходит в ярость и разрывает цепи. Это провоцирует панику на улице. Кинг-Конг хочет во что бы то ни стало найти Энн. Он влезает на фасад здания, где она прячется и хватает ее. После чего разрушает мост, по которому движется поезд, полный пассажиров. Киног-Конг влезает на вершину «Empire State Building». Эскадрилья военных самолетов атакует его. Им удается сбить Кинг-Конга. Энн цепляется за карниз и ее спасает Дрисколл. Дэнхем комментирует: «Вот вам и Красавица, которая убила Чудовище!»…
Для всего мира «Кинг-Конг» стал символом зрелищного кинематографа, подкупающего зрителя богатством декораций и неожиданными сюжетными поворотами. Хотя в фильме роль огромной реликтовой обезьяны Конга, обитающей на диком острове «сыграла» кукла размером менее полуметра, успех был потрясающий, особенно если учесть, что США еще не оправились от великой депрессии, и посещаемость кинотеатров падала. Режиссерам удалось тонко сплести сюжет, соединив своего рода букет жанров, где присутствуют и мелодраматическая линия, и элементы катастрофы и приключенческого фильма. Оба режиссера не удержались от соблазна сняться в некоторых эпизодах, правда, во второстепенных ролях. Чувственная вариация на тему «Красавица и чудовище» породила наиболее устойчивый кинематографический миф, наряду с Тарзаном. Фильм как зеркало отражает историю кино в популярной форме. Он рассказывает историю съемочной группы и его героя Дэнхема, который выглядит как Мериан Купер. Купер и Шодсак, которые разделили между собой сцены съемок, являются двумя капитанами и искателями приключений. Они ищут в кинематографе приключения, экстраординарность и зрелищность. Как и все люди действия, они знают, что кино должно открывать дверь в мечту. Действие и воображение не составляют в кино элементы-антогонисты: они солидарны и взаимодополняемы. Очень велика заслуга постановщика спецэффектов Уиллиса О’Брайана. «Кинг-Конг»-это первый разговорный фильм, показавший приемы и способы трюков, которые продолжают использоваться вот уже не одно десятилетие, несмотря на изобретение компьютерной графики. Анимация кадр за кадром уменьшенных моделей и кукол, перенос их в естественные декорации и увеличение, рисование на стекле, потом совмещаемого с кинокадрами, наложение нескольких кадров одного плана. Надо отметить, что монстры, созданные Уиллисом О’Брайаном, были более отталкивающие, дикие и пугающие, чем те, которые позднее делал его ученик Рэй Харрихаузен. Оба мастера исповедовали, несмотря на одинаковую технику, разную стилистику. Рэй Харрихаузен делал акцент на некий картинный эстетизм, чем на животность, делая монстров менее примитивными и более изощренными. Часть фильма была снята в декорациях, построенных для картин «Король королей» (1927, режиссер Сесиль Де Милль), «Самая опасная игра» (1932, режиссеры Ирвинг Пичел и Эрнест Шодсак) и «Райская птичка» (1932, режиссер Кинг Видор). Всего в картине 40 трупов. На острове модель Кинг-Конга имела 46 сантиметров в высоту, но для съемок в Нью-Йорке Мериан Купер попросил сделать модель чуть больше: 60 сантиметров. Эта модель в 2009 году была продана с аукциона за 203 тысячи долларов. Над моделями различных монстров для своего незавершенного проекта «Создание» (1931) работал Уиллис О'Брайан. Продюсер Мериан Купер показал возможности грядущего проекта «Кинг-Конг» представителям студии «RKO» в Нью-Йорке именно с использованием моделей О'Брайана. Те были поражены, не видев ничего подобного раньше, и «Кинг-Конгу» был дан зеленый свет. В итоге в фильме использовались многие модели О'Брайана из «Создания»: от тираннозавра до гигантской птицы. Названий фильма предлагалось несколько: от «Чудовища» (под ним сценарий Эдгара Уоллеса хранился на студии) до «Восьмого чуда», «Обезьяны», «Конга» и «Короля обезьян». И Мериан Купер и Эрнест Шодсак были в прошлом рэстлерами, поэтому они сами исполнили движения, имитируя сражение Конга и тираннозавра, которые впоследствии перенесли на экран мультипликаторы. На тестовом показе фильма в январе 1933 года во время эпизода, когда Кинг-Конг трясет веревочный мост, с которого в пропасть падают четыре моряка и их поедают гигантские пауки, зрители начали кричать от страха, покидать зал или обсуждать этот момент в течение оставшейся части фильма. На следующий день на студии Купер лично вырезал этот фрагмент из фильма, и он оказался потерян. Первоначально падение Конга с Empire State Building было снято сверху, но продюсерам сцена не понравилась, поэтому ее пересняли сбоку. Рев Конга получили из синтеза рева льва и тигра, звучащего задом-наперед. Деревья и растения на заднем плане Конга в сценах на острове были металлическими и настоящими. Однажды цветок в миниатюрных декорациях неожиданно распустился, и этого не замечали до тех пор, пока пленку не проявили и не увидели, как позади Кинг-Конга растет огромный цветок. Целый съемочный день пропал, ибо эпизод пришлось переснимать. В роли пилотов бомбардировщиков, нападающих на Конга, снялись сами Купер и Шодсак. Они решили сняться лично после замечания Купера, что «мы должны собственноручно уничтожить чудовище, которое породили». В первый же уик-энд картина в прокате собрала 90 тысяч долларов: рекорд на то время. Поселение дикарей осталось после фильма «Райская птичка» (1932), а высокая стена-от эпического фильма Сесиля Де Милля «Король королей» (1927). Позднее эта огромная стена использовалась в фильме «Сад аллаха» (1936) и была, наконец, разрушена в картине «Унесенные ветром» (1939). Успех этого фильма спас студию «RKO» от банкротства. На постере указан настоящий рост Кинг-Конга: 15 метров, но во время фильма можно вычислить его рост по соотношению с высотой деревьев и зданий Нью-Йорка: соответственно Конг имеет шесть и семь с половиной метров. Идея фильма пришла Мериану Куперу во сне, когда ему приснилось, как гигантская горилла нападает на Нью-Йорк. Эдгар Уоллес умер в феврале 1932 года, работая над сценарием этого фильма. От главной женской роли отказалась Джин Харлоу. Еще одной причиной появления этого фильма были первые пойманные на острове Комодо хищные животные, привезенные в зоопарк Бронкса в 1926 году Дугласом Бердоном. Сцена, в которой Конг уничтожает поезд, пришла из детства Купера, который жил рядом железнодорожной веткой, и поезда постоянно мешали ему спать по ночам (теперь он отомстил им!). Двухногая ящерица, нападающая на Джека Дрисколла, стала такой из-за того, что студия урезала бюджет на создание этого монстра вследствие высокой стоимости металлических конструкций для модели скелета. В результате монстр не досчитался двух задних ног и стал похож на змею. Фэй Рэй рассказывала, что лично настояла, чтобы ее героиня была блондинкой и сама выбрала парик в магазине «Max Factor» в Лос-Анджелесе. Почувствовав, что фильм может стать большим хитом, студия «MGM» предложила «RKO» за все права на него 1, 1 миллиона долларов, что на 400 тысяч превышало бюджет, полагая, что «RKO», потерявшая в 1932 году более 10 миллионов долларов, будет рада такой сумме. Но студия отказалась, выручив лишь за первый прокат картины 1, 7 миллиона долларов, и успешно периодически выпуская фильм в прокат вплоть до 50-х годов двадцатого века. Сцены в джунглях снимались в декорациях, оставшихся после фильма «Самая опасная игра» (1932), где также играли Фэй Рэй и Роберт Армстронг. Из этого фильма сюда также мог проследовать Джоэл Маккри, но его агенты затребовали слишком большой гонорар, и роль ушла Брюсу Кабо. Сцены, в которых угадывалось, что под платьем Фэй Рэй нет лифчика, были удалены из фильма вплоть до 2005 года. Именно будущий известный продюсер Дэвид Селцник, покинувший в середине работы над этим фильмом студию «RKO», предложил название «Кинг-Конг». Это один из первых двух голливудских фильмов, использовавших полностью симфонический музыкальный ряд, написанный специально для фильма композитором Максом Штейнером. Персонаж в исполнении Роберта Армстронга был списан с самого Мериана Купера. Кстати, они умерли в один и тот же день 20 апреля 1973 года, и оба от рака. Описывая Фэй Рэй ее партнера по фильму, Купер сказал: «Это будет самый высокий брюнет среди голливудских звезд», то актриса подумала, что будет сниматься с Кэри Грантом, а не обезьяной. В 1991 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 670 тысяч долларов картина в прокате США собрала 1, 7 миллиона. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа