Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

El laberinto del fauno

«ЛАБИРИНТ ФАВНА»
(El laberinto del fauno)

Испания-США-Мексика, 2006, 120 мин., «Estudios Picasso/Tequila Gang/Esperanto Filmoj»
Режиссер, продюсер и сценарист Гилльермо Дель Торо, композитор Хавьер Наваретте
В ролях Ивана Бакеро, Дуг Джонс, Серхи Лопес, Марибель Верде

1944 год. Фашистская Испания. Маленькая девочка Офелия, которая очень любит сказки, живет вместе со своей беременной матерью Кармен и жестоким отчимом, капитаном испанской армии, на старой мельнице. Суровая жизнь не отбивает у Офелии желания фантазировать и видеть в окружающем мире только хорошее. Однажды ночью она просыпается и видит самого настоящего эльфа, который ведет ее по запутанному лабиринту к старому фавну. Тот говорит Офелии, что на самом деле она-принцесса, но чтобы доказать свое королевское происхождение, она должна выполнить три сложных и опасных задания. Если она споткнется хоть один раз, то навсегда останется самой обычной девочкой и никогда не увидит своего настоящего отца-короля…
Картина удостоилась 22-минутных аплодисментов во время показа на Каннском кинофестивале. Впервые в истории мексиканский фильм номинировался на «Оскар» как лучший иностранный фильм. К 2007 году этот фильм стал одним из немногих фильмов-фэнтази (как жанр), номинировавшихся на «Оскар» в категории за лучший иностранный фильм. Обычно это были социальные или политические драмы. Из-за такого инфантильного названия в первую неделю проката картины в Мексике родители так часто приводили в кинотеатры маленьких детей, которые начинали плакать, что владельцы залов напечатали на постере предупреждение, что в фильме показывается насилие. Готовясь к съемкам этого фильма, Гилльермо Дель Торо потратил несколько лет, делая записи и рисунки, в конце концов, составившие настоящую книгу. Но после этого он забыл эти записи на заднем сиденье такси. Шокированный пропажей книги, режиссер подумал, что этому проекту уготован конец, но водитель такси разыскал Дель Торо и вернул ему книгу. Дель Торо посчитал это даром свыше и с еще большим энтузиазмом принялся за съемки этого фильма. Грим Дугу Джонсу наносили в течение пяти часов. Однажды он так устал находиться в гриме, что через носовые скважины стал подсматривать, что происходит вокруг. Кстати, он был единственным американцем на съемочной площадке и единственным, кто не говорил по-испански. Дуг Джонс был вынужден не только заучивать свой испанский текст наизусть, но и текст Офелии, чтобы знать, когда говорить свои фразы. Кроме того, механизм, приводящий в движение мышцы его лица и уши, был настолько громким, что Джонс практически не слышал текст девочки. Ноги фавна были не компьютерными, Дель Торо создал их лично. Они накладывались на ноги актера, а его собственные ноги впоследствии были удалены цифровым способом. Ивана Бакеро была слишком взрослой для того, чтобы играть восьмилетнюю Офелию, но режиссер был так восхищен ее игрой, что переписал сценарий под 11-летнюю девочку. Интересно, что английские субтитры перевел также лично Дель Торо, который ранее был не удовлетворен работой профессиональных переводчиков его испаноязычных фильмов. На певицу Бьорк фильм произвел такое впечатление, что она вернулась домой и написала песню «Пневмония». Разрушенный город, показываемый в начале фильма, это реальный старый город Belchite, который также использовал Терри Гиллиам в своем фильме «Приключения барона Мюнхгаузена» (1988). Он был уничтожен во время гражданской войны в Испании и так никогда и не был восстановлен. В сцене поедания эльфов Дуг Джонс кусал презервативы, заполненные искусственной кровью. В интервью Дуг Джонс признался, что костюм фавна был самым удобным, в котором ему довелось сниматься. Актер Маноло Соло едва не погиб, когда на него упала одна из лошадей. Чтобы снять этот фильм Гилльермо Дель Торо отказался от своего гонорара. Ради этого фильма он отказался от режиссерского кресла картины «Хроники Нарнии: лев, ведьма и платяной шкаф» (2005). Невероятно, но режиссер сказал категоричное «нет» всем крупным голливудским продюсерам, просившим снять фильм на английском языке и «подогнать» под англоязычный рынок, несмотря на то, что они гарантировали бюджет в два раза больше нынешнего. Картина удостоилась «Оскара» за лучшее художественное оформление, операторскую работу и грим, а номинировалась за лучшую музыку и как лучший иностранный фильм. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую юную актрису (Бакеро) и как лучшему иностранному фильму, а номинировала за лучшую режиссуру, грим, сценарий и актера второго плана (Лопес). Английская киноакадемия вручила фильму свой приз «BAFTA» за лучшие костюмы, грим и как лучшему фильму не на английском языке, а номинировала за лучшие спецэффекты, операторскую работу, художественное оформление, сценарий и звук. Картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. На международном кинофестивале «Fantasporto» картина получила Гран-при, а Серхи Лопес был признан лучшим актером. Фильм номинировался на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. Музыка Хавьера Наваретте номинировалась на премию «Грэмми». На международном кинофестивале в Палм-Спрингсе картина получила приз ФИПРЕССИ. Также картины завалили своими наградами киноакадемии Испании и Мексики. При бюджете в 13, 5 миллионов евро картина в прокате США собрала 38 миллионов долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа