Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Land Of The Pharaohs

«ЗЕМЛЯ ФАРАОНОВ»
(Land Of The Pharaohs)

США, 1955, 144 мин., «Warner/Continental Company»
Режиссер и продюсер Ховард Хоукс, композитор Дмитрий Темкин
В ролях Джек Хоукинс, Луиза Бони, Джоан Коллинс, Джеймс Робертсон Джастис, Сидней Чаплин

Одержав победу над своими многочисленными врагами, фараон Хеопс собирается возвести гигантскую пирамиду, предназначенную для нахождения его тела и драгоценностей после смерти. Собственные архитекторы фараона не удовлетворяют, и Хеопс поручает работу Ваштару, вождю племени, которое он поработил. Проект Ваштара, основывающийся на механизме, позволяющем вставлять одни огромные камни в другие благодаря течению песка, очаровал Хеопса. Построив пирамиду, Ваштар заработает свободу для своего народа, но сам останется умирать в темнице, так как никто не должен узнать секрет. Постройка занимает пятнадцать лет, и постепенно энтузиазм людей сменяется усталостью и разочарованием. Чтобы завершить строительство, Хеопс вынужден обложить податью соседние народы. Принцесса Кипра Неллифера собирается предложить себя Хеопсу вместо налога, который должен заплатить ее народ. Хеопс приказывает, чтобы она сначала была выпорота, потом стала его любовницей, а затем второй женой. Неллифера добивается того, что Хеопс оказывается очарован ее красотой и могуществом. Используя помощь начальника охраны Тренеха, который влюбляется в нее, принцесса сбегает от фараона. Одновременно она подкладывает в постель сына фараона змею. Первая жена Хеопса Наилла погибает, бросившись на змею, чтобы защитить сына. Неллифера посылает своего раба, чтобы убить Хеопса. Ему не удается это сделать, и раб погибает от рук раненого фараона. Хеопс вызывает на дуэль Тренеха и убивает его. Смертельно раненый, Хеопс слишком поздно открывает, что за всем этим стоит Неллифера. Похороны происходят спустя тридцать дней после смерти Хеопса. Жадная до власти Неллифера спускается во время погребальной церемонии с великим жрецом Хамаром в центральную комнату пирамиды, где должен покоиться Хеопс. Хамар и жрецы хотят умереть вместе с фараоном. Хамар приводит в действие механизм. Один за другим огромные камни становятся друг на друга. Неллифера, о чьих преступлениях знал Хамар, оказывается вечной пленницей могилы. На поверхности земли Ваштар, который обязан своим освобождением Хамару, присоединяется к своему народу…
Единственный приключенческий исторический фильм, снятый Ховардом Хоуксом и его единственный фильм в цвете Cinemascope’а. В отличие от других работ в этом жанре, сценарий картины не содержит ни духовного послания, ни фантастического аспекта. Реализм-это единственное, что интересует Хоукса. Реализм характеров персонажей, чьи страсти являются мерилом ситуаций, в которые они попадают и приводят их к падению. Реализм того, что касается образа жизни египтян и особенно способа построения пирамид. Специально для этого режиссер и его помощники обратились за помощью к французскому археологу, автору книги «Проблемы построения пирамид» Жану-Филиппу Лоеру. Ховард Хоукс использовал 16 тысяч статистов на съемках фильма, что, впрочем, не убедило публику. Имя Уилльяма Фолкнера появилось среди сценаристов абсолютно случайно. Спустя четыре месяца после начала работы над фильмом он принес один полупустой листок с текстом, благодаря которому и попал в число сценаристов. Это первый коммерческий провал Хоукса, после чего он сделал 4-летний перерыв в карьере, отправившись в Европу. Следующим его фильмом стал вестерн «Рио Браво» (1959). В эпизоде в Египте дублершей Джоан Коллинз была молодая уроженка Египта, будущая поп-звезда Далида. При бюджете в 2, 9 миллионов долларов картина в прокате США собрала 1, 5 миллиона. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа