Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Leon

«ЛЕОН»
(Leon)

Франция, 1994, 110 мин., «Gaumont»
Режиссер, сценарист и продюсер Люк Бессон, композитор Эрик Серра
В ролях Жан Рено, Натали Портман, Гари Олдмен, Дэнни Айелло

Отец двенадцатилетней девочки Матильды крадет наркотические средства у продажного полицейского Нормана Стэнсфилда. Тот в гневе заявляется в их квартиру и прямо на глазах спрятавшейся Матильды убивает всю ее семью. Оставшись одна, Матильда находит приют у странного и замкнутого соседа по имени Леон. Вскоре Матильда узнает, что Леон-высококлассный наемный убийца, и жизнь с ним далеко не безопасное занятие. А что прикажите делать Леону, когда он понимает, что на воле Матильду ждет Стэнсфилд?…
Первоначально 11-летняя Натали Портман не была утверждена на роль, так как казалась слишком юной, но она снова пришла на пробы, которые произвели на Бессона такое впечатление, что он взял ее. Это ее дебютный фильм. Интересно, что во время съемок эпизода на улице с многочисленными полицейским машинами, в близлежащем магазине произошло настоящее ограбление. Когда грабитель вышел из него и увидел с десяток полицейских машин, он был в шоке, и дал себя арестовать статистам, которые были в форме полицейских. Матильда записывает себя и Леона в книге постояльцев отеля под фамилией Макгаффин. Этот термин был введен в кинооборот Альфредом Хичкоком. Он означает обыкновенный эпизод картины, который служит единственной цели «толчка» дальнейшего развития сюжета фильма. Окончательный вариант картины содержал гораздо больше сцен интимной напряженности между Матильдой и Леоном, но они были вырезаны. Жан Рено согласился на роль Леона, так как он видел своего героя немного умственно заторможенным и эмоционально подавленным, так что похотливость Матильды даже не намекала ему на их близкие отношения, и позволяло ей контролировать эмоциональную окраску эпизодов фильма, когда их личные отношения выходили на первый план. На роль Матильды претендовала Лив Тайлер, но в свои 15 лет она казалась слишком взрослой. Родители Портман были очень обеспокоены сценами с курением дочери, так что перед съемками этих эпизодов заключили с Бессоном контракт на эти сцены. Хотя Бессон утверждает, что роль Леона предназначалась исключительно его любимому актеру Жану Рено, по слухам ею интересовались Мел Гибсон и Кеану Ривз. Сцена с переодеванием Матильды как Мэрилин Монро пришла ей в голову после просмотра фильма «Мир Уэйна» (1992), ибо до этого ни одного фильма с участием самой Монро Портман не видела. Сценарий к этой картине Бессон написал в период подготовки к съемкам картины «Пятый элемент» (1997), которые были перенесены из-за занятости Брюса Уиллиса в другом проекте. Он затратил на сценарий 30 дней, а за следующие три месяца снял фильм, который вышел задолго до «Пятого элемента». Уличные съемки картины проходили в Нью-Йорке, а внутренние-на студии в Париже. Стэнсфилд в исполнении Гари Олдмена любит Бетховена. Позднее Олдмен сыграл Бетховена в картине «Бессмертная возлюбленная» (1994). В первоначальном сценарии картины после того, как Стэнсфилд убивает Леона, появляется Матильда, вся увешенная гранатами, и взрывает здание со Стэнсфилдом и другими полицейскими. Но режиссер отказался от столько мрачной концовки. Идея картины пришла в голову Бессону, когда он работал над своим предыдущим фильмом «Никита» (1990). Рабочее название ленты было «Чистильщик». Картина номинировалась на приз французской киноакадемии «Сезар» за лучшую режиссуру, монтаж, операторскую работу, музыку, звук, актера (Рено) и как лучший фильм года. При бюджете в 115 миллионов французских франков картина только в прокате США собрала почти 20 миллионов долларов. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа