Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Lifeboat

«СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА»
(Lifeboat)

США, 1944, 97 мин., ч/б, «20th Century Fox»
Режиссер, сценарист и продюсер Альфред Хичкок, композитор Уго Фридхофер
В ролях Талула Бэнкхед, Уилльям Бендикс, Джон Ходиак, Уолтер Слезак, Мэри Андерсон, Хьюм Кронин

Американский корабль торпедирован немецкой подводной лодкой. Девять человек находят спасение в шлюпке: высокомерная журналистка Конни Портер, которой предстоит за время пути последовательно утратить все свои самые дорогие сокровища; четверо членов экипажа затонувшего корабля, а именно: смазчик Ковак, убежденный коммунист; Гас Смит, матрос, тяжело раненный в ногу; радист Стэнли Гарретт и истово верующий чернокожий стюард по имени Джо. Также армейская медсестра; англичанка с погибшим ребенком на руках; магнат Чарльз Риттенхаус, владелец заводов и судостроительной верфи, а также немец по имени Вилли, последним попавший на борт. Он оказывается командиром подводной лодки. Ковак без колебаний вышвырнул бы его за борт, но Гарретт и другие пассажиры шлюпки возражают. Ночью мать погибшего ребенка в отчаянии бросается в море. Ковака все единогласно признают капитаном шлюпки. Немец констатирует, что у Гаса началась гангрена, и без анестезии проводит операцию. Он указывает дорогу к Бермудским островам, однако на самом деле, сверяясь по компасу, спрятанному от других пассажиров, ведет шлюпку к немецкой плавучей базе. Чернокожий стюард раньше был вором-карманником, пока не начал новую жизнь; теперь же спутники просят его стащить у Вилли компас, что он и делает. Поднимается буря. Немец, будучи опытным моряком, берет управление лодкой на себя. Теперь уже всем известно, что лодка держит курс к немецкой плавучей базе, однако, учитывая расстояние до берега, это кажется самым разумным решением. Когда буря утихает, немец оказывается единственным человеком, кто еще в состоянии грести и по-прежнему полон сил. На самом деле он втайне от всех припрятал фляжку с водой, к которой прикладывается ночью. За этим его застает Гас, и немец сталкивает его в воду, пока остальные спят. Проснувшись, они понимают, что произошло, избивают немца и выбрасывают его тело за борт. Только чернокожий стюард не принимает участия в расправе. Моральный дух пассажиров лодки падает. Они голодны, их мучает жажда. Журналистка Конни, хоть и пережила незадолго перед этим нервный срыв, поднимает настроение товарищам. Она предлагает использовать свой браслет вместо наживки для рыбной ловли. На крючок попадается крупная рыба, но тут рядом появляется корабль-немецкая плавучая база-и всем уже не до рыбалки. Браслет вместе с рыбой уходит в морскую пучину. Спасение пассажирам шлюпки приносит американский корабль, который атакует и топит плавучую базу у них на глазах. На борт поднимают молодого немца, спасенного с затонувшего немецкого корабля. Немец тут же достает оружие, но его обезвреживают…
Этот фильм, прежде всего, настоящий подвиг, поскольку в течение полутора часов заставляет жить дюжину персонажей на пространстве в несколько квадратных метров, при этом без какой-либо натяжки, без показной виртуозности крайне убедительно воссоздает одиночество персонажей среди океанской пучины и непредвиденные взаимоотношения, которые устанавливаются между ними. Альфред Хичкок испытывал особое пристрастие к подобным самоограничениям (в «Веревке» (1948) такими ограничениями становятся замкнутое пространство и длинные планы; в «Окне во двор» (1954)-вынужденная неподвижность главного героя), и они превосходно стимулировали его фантазию. В этой картине психология персонажей и отношения между ними развиты великолепно, но главная мысль, как и всегда, относится скорее к области морали. Однако, при том что каждое действующее лицо Хичкок наделяет своей правдой, было бы ошибкой полагать будто его выводы обладают хоть каплей двусмысленности. Хичкок решительно выступает против неистового и бездушного немецкого прагматизма, хотя и не отрицает его чудовищной эффективности. В то же время он безоговорочно встает на сторону гуманизма и демократических принципов, разделяемых прочими персонажами, даже при том, что в критические моменты столкновение этих принципов с реальностью может породить недоразумения, хаос и волокиту. Хичкок делает немца самым сильным в экипаже шлюпки: он осознает, что в описываемый период Германия находится в положении победителя, а союзники пока еще не могут как следует сплотить усилия. Наконец, отметим, что хотя Хичкок часто говорил напоказ, что презирает актеров, этот фильм отличается роскошной актерской игрой, одним из самых прекрасных актерских ансамблей в истории кино. К слову, съемки проходили в студии после двух недель репетиций, но все равно были крайне утомительны для всех актеров. Фильм не имел большого успеха (он был слишком далек от победоносного тона военных фильмов той поры) и стал единственной работой Хичкока для студии «20th Century Fox». Следуя давней привычке, режиссер нашел изобретательный способ показать на экране собственный силуэт: он появляется в рекламном объявлении (о курсе похудания) в газете, которую разворачивает пассажир шлюпки. Съемки были очень трудными, почти все актеры переболели пневмонией (Талула Бэнкхед даже дважды), Хьюм Кронин едва не утонул и сломал несколько ребер. Съемки даже пришлось останавливать, пока актеры выздоравливали. Во время съемок обнаружили, что Талула Бэнкхед не носит трусиков. Когда об этом рассказали Хичкоку, тот ответил: «Я не знаю, имеет ли это отношению к костюмерам, гримерам или стилистам…». Знаменитый сценарист и писатель Джон Стйенбек был очень потрясен проявлением расизма, которым славился Хичкок. Перед началом съемок актриса Мэри Андерсон спросила Хичкока, что он считает «ее лучшей стороной» (имея ввиду героиню), на что режиссер ответил: «Вы на ней сидите!». Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру, сценарий и операторскую работу. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа