Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Mad Max

«БЕЗУМНЫЙ МАКС»
(Mad Max)

Австралия, 1979, 93 мин., «Crossroads/Kennedy Miller Productions»
Режиссер и сценарист Джордж Миллер, композитор Брайан Мэй
В ролях Мел Гибсон, Джоанна Самюэль, Хью Кейс-Берн, Стив Бисли, Тим Бернс

Действие картины разворачивается в недалеком будущем, когда банды моторизованных негодяев носятся по дорогам, наводя ужас на мирных граждан, совершая множество жестоких и немотивированных преступлений. Молодой полицейский Макс Рокатански служит в дорожной полиции водителем-перехватчиком. Он уже было вознамерился уйти с работы, чтобы уделять больше внимания своей семье, но после того, как бандиты во главе с негодяем Тоэкуттером убивают сначала его лучшего друга-полицейского Джима Гуса, а потом его жену Джесси и маленькую дочь, Макс превращается в одинокого мстителя, рыцаря дороги. Он увольняется из полиции и отправляется творить страшную и кровавую месть в духе Чарльза Бронсона или Клинта Иствуда, только с большей экспрессивностью…
Несмотря на многочисленные достоинства, делающие эту картину чем-то более заметным, чем обыкновенный фантастический боевик, в американский прокат она вышла только после феноменального успеха второй части. Она является одной из наиболее интересных фантастико-приключенческих кинолент, снискавших мировую известность. Бюджет картины составил 350 тысяч долларов, а в мировом прокате она собрала более 100 миллионов. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как одна из самых прибыльных картин в коммерческом плане. Насилие в фильме создали ему много проблем с цензурой. Конечно, тема мести широко эксплуатировалась в кино, но здесь она имеет чисто символическую ценность. К созданию этого фильма Джорджа Миллера подтолкнул фильм «Парень и его пес» (1975). Мел Гибсон пришел на студию не на пробы, а за компанию со своим другом. Так как накануне он участвовал в драке в баре, то его лицо было разукрашено синяками и ссадинами до неузнаваемости. Ему предложили прийти на пробы через три недели, ибо тогда был набор исполнителей на роли байкеров. Гибсон пришел, но его не узнали, так как лицо зажило, и предложили пройти пробы на главную роль. Автомобиль, которым управляет Макс, стандартный Форд «XB Falcon Coupe», продававшийся в Австралии в 1973-76 годах. Да и все остальные машины в фильме были стандартной модификации и постоянно встречались на дорогах страны. Машины постоянно перекрашивали, чтобы их могли задействовать в других сценах. Часто съемки начинались еще до того, как краска успевала высохнуть. Джим Гус ездит на мотоцикле фирмы «Кавасаки» 1977 года выпуска. Слова, которые «Ночной гонщик» говорит по радио, взяты из песни «Рокер» группы «AC/DC». Грузовик, который таранят в начале фильма, принадлежал самому режиссеру. Он был вынужден разбить его, ибо к тому моменту съемки уже превысили запланированный бюджет. Более 20% предусмотренных сценарием сцен погонь не было снято только по причине отсутствия денег. В начале фильма можно заметить два дорожных знака «Анархия» и «Бедлам». Интересно, что оба знака действительно существуют в Австралии. Трейлеры фильма акцентировали внимание на автомобильных погонях и сценах action, а не на Меле Гибсоне, который был неизвестен в США. Из-за маленького бюджета использовались реальные списанные полицейские машины. Мало того, только Гибсон носил настоящую кожаную одежду, все остальные офицеры полиции носили кожзаменитель. Мотоциклы в фильме были демонстрационными моделями фирмы «Кавасаки», которая после прошедшей выставки подарила их съемочной группе. Многие байкеры после съемок оставили их себе в качестве гонорара. Интересно, что с грузовика, который уничтожали в начале фильма, был снят двигатель, что уменьшило его вес и придало ему неконтролируемое вращение на дороге, добавив зрелищности столкновению. Сцену автомобильной аварии сделали такой реалистичной, благодаря Джорджу Миллеру, который ранее работал доктором скорой помощи и неоднократно выезжал на такие ДТП. Именно на этой работе он накопил деньги на съемки этого фильма. Режиссер заплатил водителю грузовика 50 долларов, чтобы он переехал мотоцикл в заключительной сцене, но тот не захотел портить передок машины. В результате членам съемочной группы пришлось изготавливать щит, рисовать на нем передок автомобиля, которым тот и сбивал мотоцикл. Свою роль Токаттера актер Хью Кейс-Берн рисовал с Чингис-Хана. Фрэнки Холден, проходивший пробы на роль Джима Гуса, был уверен, что не получит ее из-за того, что Миллер неодобрительно отнесся к критике Холденом сценария после окончания проб. Джоанна Самюэль, сыгравшая Джесси, лишь за 4 дня до начала съемок заменила уже утвержденную актрису, попавшую в мотоциклетную аварию. Интересно, что Хью Кейс-Берн (Токаттер), Тим Бернс (Джонни-бой) и Рэг Эванс (мастер в мастерской)-все классические шекспировские актеры. Тим Бернс так вжился в образ своего персонажа, что всех доставал на съемочной площадке, а однажды пропустил обед, так и оставшись сидеть, прикованный наручниками на месте автомобильной аварии. В сцене, когда Джонни-бой ломает цепь на телефоне на эстакаде, он одет в одежду служащего. Это было сделано сознательно, ибо киношники не имели разрешения снимать на эстакаде, поэтому им пришлось замаскироваться. Банда байкеров в фильме была настоящей, они каждый день должны были приезжать на съемочную площадку. Однажды по дороге их остановила полиция, после чего каждому байкеру была выдана бумага с надписью «Освобождение от тюремного заключения», где говорилось, что ее предъявитель снимается в своей экипировке в кино с просьбой полицейских отнестись к его внешнему виду с пониманием. Картина была запрещена в Новой Зеландии из-за сцены, когда Джим Гус сгорает заживо в своей машине. Дело в том, что недавно в стране произошел похожий случай, когда байкер сгорел в своей машине. Там фильм вышел в прокат лишь после успеха второго фильма трилогии. Съемки фильма заняли 4 месяца. Свою фамилию Рокатански герой получил от Джорджа Миллера в честь известного патологоанатома Карла Фон Рокитански, изобретшего современный метод удаления внутренних органов у трупа во время вскрытия. Другими словами, Миллер пошутил. Оператором картины был Дэвид Эгби («Опасное лето», 1981; «Канзас», 1988; «Кровь героев», 1988; «Чернокнижник», 1989; «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо», 1991; «Крепость», 1993; «Дракон: история Брюса Ли», 1993; «Томминокеры», 1993; «Сердце дракона», 1996; «Дневной свет», 1996; «Вирус», 1999; «Черная дыра», 2000; «Данди по прозвищу Крокодил-3», 2001). На международном кинофестивале в Аворьязе картина получила специальный приз жюри. Австралийский киноинститут наградил картину своими призами за лучший монтаж, звук и музыку, а номинировал за лучшую режиссуру, сценарий, актера второго плана (Хью Кейс-Берн) и как лучший фильм года. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа