Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Malpertuis: Histoire D'Une Maison Maudite

«МАЛПЕРТУИС-ИСТОРИЯ ПРОКЛЯТОГО ДОМА»
(Malpertuis: Histoire D'Une Maison Maudite)

Франция-ФРГ-Бельгия, 1971, 125 мин., «Les Productions Artistes Associes/SOFLDOC»
Режиссер Гарри Каммель, композитор Жорж Делерю
В ролях Орсон Уэллс, Сюзан Хэмпшир, Мишель Буке, Жан-Пьер Кассель

Молодой моряк Янн прибывает в родной город и отправляется на поиски своей сестры Нэнси. Но в одном из баров он ввязывается в драку и падает без сознания. Он приходит в себя и видит рядом Нэнси. Они находятся в Малпертуисе, огромном старинном особняке, принадлежащем их предку Квентину Кассаву. Янн напоминает сестре, что отец запрещал посещать этот дом, упоминая злую сущность Кассава. Янн пытается уговорить сестру покинуть поместье, но та говорит, что влюблена в одного из его обитателей. В это время раздается громовой голос Кассава, требующего подать обед. Другой голос, принадлежащий человеку по имени Лампернисс, живущего в небольшой комнатке под лестницей, просит принести свечу. Янн знакомится с набивщиком чучел Филаретом, который кажется огорченным, узнав, что Янн собирается их покинуть. Янн непреклонен в своем желании побыстрее уехать из дома. Но когда он встречается с очаровательной Евралией, дочерью его дяди Диделуса, он изменяет свое решение. Все обитатели Малпертуиса собираются у постели умирающего Кассава: Янн и Нэнси, Диделус и его дочь, Филарет и три сестры, Элеонора, Розалия и Алиса, возлюбленный Нэнси по имени Матиас, а также слуги. Лампернисс смотрит на них в дырочку снизу. Все обрадованы новостью, что наследство Кассава будет разделено между всеми членами семьи поровну. Но если хоть один из них покинет Малпертуис, то он будет лишен своей доли. Когда все расходятся, Кассав просит Евралию помочь ему умереть. После похорон Янн пытается поговорить об условии Кассава с отцом Дуседамом, но тот отказывается отвечать на его вопросы. Тогда Янн клянется, что самостоятельно докопается до правды поместья Малпертуис…
Режиссер получил возможность снять этот фильм лишь после финансового успеха своей предыдущей картины «Кровавые губы» (1971). Но этот фильм провалился в прокате. Режиссер очень восхищался Орсоном Уэллсонм, поэтому был рад работать с ним (режиссер знал, что тот всегда соглашается на роль, если принимают его требование о гонораре), хотя Уэллса не любили остальные актеры и члены съемочной группы, в том числе и за то, что он часто был пьян. Орсон Уэллс (1915-1985) работал над картинами «Гражданин Кейн» (1941), «Путешествие в страх» (1941), «Леди из Шанхая» (1947), «Черная магия» (1949), «Третий человек» (1949), «Три случая убийства» (1955), «Человек во тьме» (1957), «Прикосновение зла» (1958), «Викинги» (1958), «Казино Рояль» (1967), «Карточный домик» (1968), «Тринадцать стульев» (1969), «Кремлевское письмо» (1970), «Начинайте революцию без меня» (1970), «Уловка-22» (1970), «Остров сокровищ» (1972), «Некромания» (1972), «Путешествие проклятых» (1976), «Человек, который видел завтра» (1981), «История мира» (1981), «Бабочка» (1982). Отец Орсона был изобретателем, а мать-известной концертирующей пианисткой. В детстве Орсон мог играть на пианино, рисовать и показывать фокусы. Родители режиссера умерли, когда Орсон был мальчиком. В молодости он безуспешно пытался пробиться на лондонскую и бродвейскую театральную сцену. После чего путешествовал по Марокко и Испании, где принимал участие в корриде. В октябре 1938 года Орсон прочел на радио адаптированный под современные события роман Герберта Уэллса «Война миров». Простодушные американцы посчитали, что это были официальные новости и что на Землю действительно высадились инопланетяне. В США началась нешуточная паника. На следующий день Орсон принес публичные извинения, чем пресек многочисленные судебные иски, начавшие скапливаться против него и радиостанции «CBS». Интересно, что вскоре после этого Герберт Уэллс ехал через Сан-Антонио и остановился спросить дорогу. Человек, к которому обратился писатель, был ни кто иной, как Орсон Уэллс. Знаменитости узнали друг друга и провели день вместе. Фильм Орсона «Гражданин Кейн» принес студии «RKO» убытков на сумму 150 тысяч долларов. Многие последующие фильмы режиссера также не имели коммерческого успеха, и в 1948 году Орсон уехал в Европу. Картина «Прикосновение зла» также потерпела коммерческий крах в США, но удостоилась приза на Брюссельской мировой выставке. В 1975 году Американский киноинститут наградил Уэллса наградой за достижения в карьере. В 1984 году аналогично поступила Гильдия режиссеров США. Орсон три раза был женат, в том числе на актрисе Рите Хэйуорт. От каждой супруги у него по ребенку. Однажды в кафе Орсон за один присест съел 18 хот-догов. Прах Орсона покоится в старом колодце на территории древнего поместья, принадлежавшего знаменитому тореро Антонио Ордисезу в Малаге. Орсон-один из шести актеров, удостоившихся номинации на «Оскар» за роль в своем дебютном фильме. Другими являются Алан Аркин, Джеймс Дин, Пол Муни, Лоуренс Тиббетт и Монтгомери Клифт. Интересно, что Орсон состоял в союзе фокусников и регулярно тренировался в этом ремесле в надежде зарабатывать фокусами на жизнь, если его актерская и режиссерская карьера оборвутся. В интервью своему близкому другу Питеру Богдановичу Орсон рассказывал о том, что он уже начинает бояться своих способностей предсказывать будущее. Орсон отклонил предложение озвучивать Дарта Вейдера в картине «Звездные войны» (1977). Режиссер с 1955 года хотел экранизировать произведение Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Он работал над картиной в 70-х годах с Франсиско Ригерой и Акимом Тамироффым в главных ролях. Незаконченная версия картины была выпущена в Испании в 1992 году. Режиссер снял жесткую сатиру на Голливуд под названием «Другая сторона ветра» (1972) с режиссерами Джоном Хьюстоном и Питером Богдановичем в главных ролях. Но послесъемочная работа не была проведена, а также фильм столкнулся с юридическими проблемами и был положен на полку. Крестным отцом одной из дочерей Орсона был Фрэнк Синатра. Интересно, что Орсон снимался в двух лучших фильмах по мнению американского и британского киноинститутов: «Гражданин Кейн» и «Третий человек» соответственно. Студия хотела пригласить Орсона озвучивать компьютер «OMM» в фильме «THX-1138» (1971), но Джордж Лукас настоял на относительно неизвестном театральном актере Джеймсе Уитоне. Голос Орсона звучит в нескольких песнях альбома «Dark Avenger and Defender» группы «Manowar». Толстеть Орсон начал уже в 40-х годах, достигнув к концу жизни веса почти в 160 килограммов. Спектакль Уилльяма Шекспира «Юлий Цезарь», действие которого перенесено в фашистскую Италию Бенито Муссолини, но с сохранением всех стихов Шекспира, поставленный в 1937 году Уэллсом, до сих пор остается самой долгоиграющей пьесой в истории Бродвея. Интересно, что Орсон стал героем книги писателя Мэри Пасиоса «Черная орхидея», рассказывающей о самом ужасном преступлении в истории Лос-Анджелеса, когда в 1947 году неизвестный убил молодую актрису Элизабет Шорт. Писатель посчитал, что неизвестным убийцей был именно Орсон Уэллс. Когда Орсон подписал контракт на съемки картины «Прикосновение зла», он, не читая роман «Badge of Evil», по которому фильм должен был сниматься, полностью изменил первоначальный сценарий. Орсон очень хотел экранизировать два произведения: «Моби Дик» Германа Мелвилля и «Уловка-22» Джозефа Хеллера. Но ему достались лишь эпизодические роли в этих экранизациях, которые сняли Джон Хьюстон и Майк Николс соответственно. Орсон написал свой роман «Мистер Аркадян» когда выступал в лондонском театре вместе с Лоуренсом Оливье и его женой Вивьен Ли. Лоуренс Оливье хотел пригласить Орсона на роль Букингэма в картину «Ричард Третий» по Уилльяму Шекспиру, но уступил желанию своего старого друга Ральфа Ричардсона и отдал роль ему. Орсона продвигали на роль Вито Корлеоне в картине «Крестный отец» (1972), но Фрэнсис Форд Коппола, хоть и был большим поклонником Орсона, уже держал в уме кандидатуру Марлона Брандо и считал, что Орсон не подходит для этой роли. Орсон снимал картину «Леди из Шанхая» со своей супругой Ритой Хэйуорт в главной роли, когда их брак уже подходил к концу. В отместку он обрезал ей длинные шикарные рыжие волосы и перекрасил ее в платиновую блондинку для этой роли. Орсон озвучил множество трейлеров к картине «Звездный путь» (1979). Своим режиссерским дебютом Орсон хотел видеть экранизацию романа Джозефа Конрада «Heart of Darkness», а не биографию Уилльяма Рэнфорда Херста в «Гражданине Кейне». По иронии судьбы, Фрэнсис Форд Коппола хотел пригласить Уэллса на роль полковника Курца в свою картину «Апокалипсис сегодня» (1979), которая также является экранизацией романа «Heart of Darkness». Но роль снова ушла Марлону Брандо. Всю свою жизнь Орсон очень много ел и пил пиво. Его отец был алкоголиком. Орсон очень любил рисовать. Всю свою жизнь Уэллс предпочитал черно-белое кино, которое, как он говорил «фокусируется больше на чувствах и эмоциях актеров, а не на цвете волос, глаз или одежды». Многие проекты режиссера так никогда и не были закончены или выпущены в прокат из-за финансовых проблем или противоречий с продюсерами студий. Некоторые из таких картин: «Бездна» (1970), которую не удалось закончить из-за смерти Лоуренса Харви, «Венецианский торговец» (1969) и «Дон Кихот Орсона Уэллса» (1992). В 30-х годах Орсон был очень востребован на радиостанциях, умудряясь выступать в прямом эфире на нескольких станциях в один день. Но он часто опаздывал, так как передвигался на такси, а огромные нью-йоркские пробки не позволяли ему добраться вовремя. Ушлый Орсон узнал, что ездить на машинах скорой помощи можно даже не будучи больным, после чего он стал ездить по городу в машине скорой помощи с включенной мигалкой и сиреной. Орсону очень не понравилось заниматься озвучанием картины «Трансформеры» (1986). Он даже не смог вспомнить персонажа, которого озвучивал. Знаменитый режиссер Джон Форд хотел пригласить Орсона, которым очень восхищался, на роль майора Фрэнка Скеффингтона в картину «Последнее ура» (1958), но тот был занят своим проектом «Прикосновение смерти» и был вынужден отказаться, хотя и считал Форда величайшим американским режиссером. Роль ушла Спенсеру Трейси. Среди предков Орсона были шотландцы, ирландцы и немцы. Некоторые гонорары Орсона Уэллса: «Джейн Эйр» (1944), «Макбет» (1948), «Черная магия» (1949), «Третий человек», «Compulsion» (1959)-все по 100 тысяч долларов, «Незнакомец» (1946) и «Кремлевское письмо»-по 50 тысяч, «Человек во тьме»-60 тысяч, «The Long, Hot Summer» (1958)-150 тысяч долларов. На Каннском кинофестивале фильм номинировался на Золотую пальмовую ветвь, а на Каталонском международном кинофестивале получил Гран-при. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа