Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Maniac

«МАНЬЯК»
(Maniac)

США, 1980, 87 мин., «Magnum Motion Pictures»
Режиссер и продюсер Уилльям Ластиг, композитор Джей Шаттуэй, сценарист и продюсер Джо Спинелл
В ролях Джо Спинелл, Кэролайн Мунро, Гейл Лоуренс

Нью-Йорк. Маньяк Фрэнк Зито после убийства молодых женщин имеет отвратительную привычку снимать скальп со своих жертв. Скальпы он с удовольствием надевает на манекены, которые заполняют его грязную неблагоустроенную обклеенную газетами квартиру. Пристрастие Фрэнка к этим безжизненным куклам есть единственная связь между ним и внешним миром. Дело в том, что когда-то его жестокая сексуально подавленная мамаша оставила на его теле несколько шрамов. Теперь Фрэнк пытается прогнать демонов из своего несчастливого детства, когда его мучила ненавистная мать. После каждого убийства Фрэнк плачет, потому что не может сопротивляться своим больным побуждениями. Он считает, что манекены помогут предотвратить появление воспоминаний о проклятом детстве. В конце концов, Фрэнк встречает красивую девушку-фотографа Анну и между ними завязывается нежный роман. Но Анна и представить себе не может, что флиртует с безумным маньяком. В конце концов, она обнаруживает его «трофеи» и пытается убежать, чем приводит Фрэнка в ярость…
Первую половину фильма мы видим только Фрэнка, который преследует и убивает свои жертвы. Диалогов практически нет, психопат разговаривает лишь с самим собой. Фильм болезнетворный и вызывающий отвращение. А спецэффекты Роба Боттина и Тома Савини призваны усилить патологический и нездоровый характер картины. Отчасти фильм был повторен в картинах «Кусочки» (1981) и «Генри: портрет серийного убийцы» (1990), где скрупулезно, минута за минутой прослеживается личная жизнь маньяка-убийцы. Мы можем видеть, какая она серая, мелкая и ничтожная, когда он оказывается один на один с собой. Это совсем не то, что мы привыкли думать, основываясь на зрелищных фильмах или захватывающих статьях. Несколько убийств, море крови, неоднократное нанесение увечий, одна обнаженная сцена, множество психопатических прогулок и внутренних монологов-вот содержание этой картины. Снимался второй фильм с подзаголовком «Мистер Робби», но он не был закончен из-за смерти Джо Спинелла. До этого фильма Джо Спинелл сыграл всего несколько эпизодических ролей в гангстерских фильмах, и эта роль стала его единственной звездной работой в кино. Том Савини хотел, чтобы его имя было изъято из титров, так как считал свою работу очень кровавой. Кстати, это ему разносит голову Фрэнк в эпизоде, когда стреляет сквозь лобовое стекло машины! Честно говоря, женщины-жертвы (проститутка, модель, медсестра) похожи на сидящих тупиц, ждущих, когда их «посадят на нож», дожидаясь того момента, чтобы сделать широко открытые глаза и закричать во все горло. Им вполне можно присудить премию имени Дарвина. Особенно впечатляет приглашение Фрэнка к себе домой Анной. Видимо, человечеству был жизненно необходим Тед Банди, чтобы люди хоть изредка включали свои мозги. Уилльям Ластиг использовал в качестве женщин-жертв известных порно-актрис. Фрэнк напоминает знаменитого «сына Сэма» Дэвида Берковица, терроризировавшего Нью-Йорк летом 1977 года. Очень впечатляют грязные трущобы и мрачные узкие улочки Нью-Йорка, которые выглядят под стать главному герою. Это не обыкновенный фильм про серийного убийцу в стиле «giallo». Перед зрителем не стоит вопрос, «кто» убийца, стоит вопрос «почему» он убивает. Главная проблема картины состояла в том, что режиссер и сценарист-продюсер-актер Спинелл пытались сделать фильм-послание. «Если вы плохо обращается с детьми, то они вырастают и превращаются в маньяков!» Но море крови и невероятное насилие отодвигают этот подтекст на второй план. Фильм был запрещен во многих странах мира и некоторых штатах Америки. Картину ждала непростая судьба, как и фильм Лучио Фулчи «Нью-Йоркский потрошитель» (1982), так что Джо Спинеллу пришлось защищать его в каждом своем интервью. Самое страшное в герое картины-это то, что он обычный человек, который может спокойно жить среди нас и оказаться соседом по лестничной клетке. Кстати, так неоднократно бывало в реальной жизни. Всего в картине семь трупов: пять женских, два мужских. Сначала женщине перерезают горло. Мужчину душат сзади. Потом то же самое проделывают с женщиной. Савини разносят голову выстрелом в упор. Вдребезги разбивают голову женщины. Закалывают девушку кинжалом. В заключении женщине наносят ножом несколько ударов в грудь. Интересно, что Уилльям Ластиг-племянник знаменитого боксера Джейка Ла Мотты. Кстати, фильм Мартина Скорсезе «Бешеный бык» с участием Роберта Де Ниро и рассказывающий о жизни Ла Мотты, снимался в те же дни. В большинстве кинотеатров Нью-Йорка эти фильмы шли на афишах вместе. Все сцены с вертолетом были взяты из картины Дарио Ардженто «Ад», который монтировался в это же время. Безголовый труп, появляющийся в конце картины, использовался как манекен Бетси Палмер, матери Джейсона из фильма «Пятница 13» (1980). Фильм первоначально имел заглавную песню «Maniac», но, в конце концов, ее решено было не использовать. Она позднее вошла в саундтрек к картине «Танец-вспышка» (1983). После съемок убийства проститутки в отеле на следующей неделе в той же самой комнате произошло реальное убийство, жертвой была проститутка. Один из любимых фильмов Сильвестра Сталлоне. Когда этот фильм открывал Каннский фестиваль, Сталлоне был одет в футболку с его названием на груди. Позднее Уилльям Ластиг признавался, что у них не всегда было разрешение на съемки на улицах Нью-Йорка, поэтому такие сцены снимали очень быстро и покидали место съемок до прибытия полиции. Роль Анны Д'Антони должна была играть Дарья Николоди, но она все еще снималась в Италии в картине своего мужа Дарио Ардженто «Ад» (1980). Начальная сцена на пляже была позаимствована из картины «Челюсти» (1975), словно акула глядит на берег. Крошечная квартира Фрэнка Зито была навеяна аналогичной квартирой из шведского триллера «Человек на крыше» (1976). Так как сцена с убийством Тома Савини могла быть снята только с единственного дубля, Савини решил сам нажимать на спусковой крючок, впоследствии признавшись, что это было необычно-убивать самого себя. Манекен, у которого разрывается голова, ранее использовался Томом Савини в картине «Рассвет мертвецов» (1978). После этого фильма манекен пришел в полную негодность, и его решили утопить вместе с машиной, положив в багажник. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» как лучший малобюджетный фильм ужасов года. Бюджет картины составил 350 тысяч долларов, а принесла она в прокате США более 6 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа