Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Martin

«МАРТИН»
(Martin)

США, 1977, 95 мин., «Laurel Entertainment/Libra Films»
Режиссер, монтажер и сценарист Джордж Ромеро, композитор Дональд Рубинштейн
В ролях Джон Амплас, Линкольн Маазель, Том Савини

Семнадцатилетний Мартин под заурядным внешним видом молодого человека на самом деле есть 85-летний вампир, питающийся кровью. Отсутствие клыков он восполняет лезвиями бритвы. Мартин пытается жить по законам нормального общества, но это невозможно. Его неосознанные стремления слишком сильны. Мартин приезжает к своим родственникам в маленький городок в Пенсильвании Брэддок. Дядя Куда убеждает его, что он вампир, в то время, как Мартин свободно ходит по улицам днем и ест нормальную пищу. У него завязываются отношения с внучкой дяди Кристиной. Она не верит в рассказы дяди о страшной наследственности Мартина, а просто считает его умственно больным. Дядя Куда предупреждает Мартина, что уничтожит его, если он убьет еще кого-нибудь. Мартин знакомится с молодой домохозяйкой, с которой, наконец, имеет нормальную человеческую сексуальную связь. Но когда девушка совершает самоубийство, Мартин снова срывается. В конце концов, он погибает, проткнув себе горло колом. Но на самом ли деле Мартин вампир или нет-этот вопрос оставляется на решение зрителя…
Авангардный, низкобюджетный фильм. Анти-Дракула. Вампир здесь не волшебник и сверхъестественный монстр, а больной человек, запертый глупостью общества в своей болезни. Фильм достаточно скучный и мягкий, снятый в необычном для этого жанра стиле. Чеснок, солнечный свет, зеркала, клыки, сверхъестественные способности, кресты-не действуют на Мартина. Он-вампир или психически неуравновешенный маньяк-убийца? Вот двусмысленная подоплека картины. Ответ вы не получите даже в самом конце. Как и в картине Абеля Феррары «Пагубное влечение» (1995) жажда крови здесь показана сродни наркотической зависимости. Это подтверждается еще и тем, что Мартин вкалывает наркотик в тело своих жертв, прежде чем начать пить их кровь. Типичное для Джорджа Ромеро смешение социальной сатиры и жестокой кровавой мясорубки. Фильм повествует о силе стереотипов, о том, как старые культурные, религиозные и традиционные верования могут сломать психику ребенка и превратить его в монстра. Очень высоко в этом фильме значение психологии еще не сформировавшегося, но уже находящегося на пороге взрослой жизни подростка. Мартин в самом деле вампир или продукт общественного, сексуального и семейного подавления? В фильме появился сам Джордж Ромеро в роли отца Ховарда, а его будущая жена Кристина Форрест в роли Кристины. Том Савини сыграл роль Артура, ее друга. Джон Амплас появляется в некоторых других фильмах режиссера, в частности, в картинах «Рассвет мертвецов» (1978), «Рыцари на колесах» (1981), «Байки из склепа» (1982), «День мертвецов» (1985). Полицейские в этом фильме самые настоящие. Они снимались во внерабочее время. Гримировали актеров тем, что было под рукой, а у съемочной группы не даже было парикмахера и стилиста. Все актеры были друзьями или родственниками Джорджа Ромеро. Первоначально фильм длился почти три часа. Режиссер хотел запустить в кинотеатры черно-белую версию, но студия настояла на цветной. Брэддок в кинематографическом смысле-умирающий город. Мы видим валящий из труб заводов дым, загрязняющий окружающую среду, разбитые машины, стоящие на свалке. Город кажется населенным добродушными и усталыми стариками, которые потеряли веру и надежду с тех пор, когда была разрушена церковь, или последними отбросами: бродягами, преступниками, извращенцами. Молодых людей с надеждами и светлыми устремлениями нигде не видно. Даже Кристина уезжает за лучшей жизнью в другой город со своим другом Артуром. Болезнетворность умирающего города видна и в популярности местного радио-шоу. Часто звонящий туда Мартин, со всеми своими проблемами и тревогами, становится известной личностью для других, таких же убогих и несчастных. Неверие в волшебство приводит к цинизму и потере веры. Кристина отказывается верить, что Мартин-вампир и весьма опасен, хотя думает, что он психически болен. Взаимное неуважение и невнимание к религиозным традициям в современном обществе провоцирует появление реальных монстров типа Эда Кемпера или Теда Банди. Бюджет картины составил всего 80 тысяч долларов, а съемки заняли 6 недель. Интересно, что после своего сенсационного фильма 1968 года «Ночь живых мертвецов» о Джордже Ромеро было практически не слышно. Он занимался тем, что снимал для телевидения часовые документальные фильмы из серии «Победители» про спортивных звезд, типа Карима Абдул-Джаббара, Марио Андретти, О. Джей Симпсона. Ромеро часто говорит, что это его любимый собственный фильм. Оценка 2 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа