Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«КРАСАВИЦА ДЛЯ ЧУДОВИЩА»
(Mary Shelley)

США-Ирландия-Люксмебург-Великобритания, 2017, 120 мин., «BFI Film Fund/Film Fund Luxembourg/Gidden Media»
Режиссер и сценарист Хайфа Аль-Мансур, сценарист Эмма Дженсен
В ролях Элли Фаннинг, Бел Поули, Оуэн Ричардс, Джоанна Фрогатт, Стивен Диллейн, Энди Маккелл

Действие сюжета разворачивается в начале XIX века. В центре внимания окажется история 18-летней Мэри Уолстонкрафт Годвин, будущей создательницы романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» и дочери известного лондонского философа. Однажды девушка встречается с поэтом Перси Шелли, с которым у нее быстро завязываются отношения. При этом у молодого вольнодумца уже есть жена и маленький сын, из-за чего влюбленная пара не может официально вступить в брак. Однако вскоре Шелли предлагает Мэри жить вместе с ним, в результате чего девушка становится изгоем в глазах общественности…
Мэри Шелли (1797-1851)-английская писательница, автор готического романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), который считается ранним примером научной фантастики. Она также редактировала и продвигала произведения своего мужа, поэта-романтика и философа Перси Биши Шелли. Ее отцом был политический философ Уильям Годвин, а матерью-философ и активистка-феминистка Мэри Уолстонкрафт. Мать Шелли умерла менее чем через месяц после ее рождения. Ее воспитывал отец, который дал ей богатое, хотя и неформальное образование, поощряя ее придерживаться его собственных анархистских политических теорий. Когда ей было четыре года, ее отец женился на соседке Мэри Джейн Клермонт, с которой у Шелли сложились непростые отношения. В 1814 году у Шелли завязался роман с одним из политических последователей ее отца, Перси Биши Шелли, который уже был женат. Вместе со своей сводной сестрой Клэр Клермонт они с Перси уехали во Францию и путешествовали по Европе. По возвращении в Англию Шелли была беременна ребенком Перси. В течение следующих двух лет они с Перси столкнулись с остракизмом, постоянными долгами и смертью их преждевременно родившейся дочери. Они поженились в конце 1816 года, после самоубийства первой жены Перси Шелли, Харриет.В 1816 году пара и сводная сестра Мэри, как известно, провели лето с лордом Байроном и Джоном Уилльямом Полидори недалеко от Женевы, Швейцария, где Шелли задумала идею своего романа «Франкенштейн». Шелли уехали из Великобритании в 1818 году в Италию, где их второй и первый дети умерли до того, как Шелли родила своего последнего и единственного оставшегося в живых ребенка, Перси Флоренс Шелли. В 1822 году ее муж утонул, когда его парусная лодка затонула во время шторма близ Виареджо. Год спустя Шелли вернулась в Англию и с тех пор посвятила себя воспитанию сына и карьере профессионального писателя. Последнее десятилетие ее жизни преследовала болезнь, скорее всего, вызванная опухолью головного мозга, которая убила ее в возрасте 53 лет. До 1970-х годов Шелли была известна главным образом своими усилиями по публикации произведений своего мужа и своим романом «Франкенштейн», который остается широко читаемым и вдохновил множество театральных и киноадаптаций. Недавние исследования позволили получить более полное представление о достижениях Шелли. Ученые проявляют все больший интерес к ее литературным произведениям, особенно к ее романам, которые включают исторические романы «Вальперга» (1823) и «Перкин Уорбек» (1830), апокалиптический роман «Последний человек» (1826) и два ее последних романа «Лодор» (1835) и «Фолкнер» (1837). Изучение ее менее известных работ, таких как книга о путешествиях «Странствия по Германии и Италии» (1844) и биографические статьи для «Кабинетной энциклопедии» Дионисия Ларднера (1829-1846), подтверждают растущее мнение о том, что Шелли оставалась политическим радикалом на протяжении всей своей жизни. В работах Шелли часто утверждается, что сотрудничество и сочувствие, особенно те, которые практикуются женщинами в семье, были способами реформирования гражданского общества. Эта точка зрения была прямым вызовом индивидуалистическому романтическому идеалу, пропагандируемому Перси Шелли, и политическим теориям эпохи Просвещения, сформулированным ее отцом Уилльямом Годвином. Мэри Шелли родилась в Лондоне, Англия, в семье известной преподавательницы и писательницы Мэри Уолстонкрафт и не менее известного философа и журналиста Уильяма Годвина, придерживавшегося либеральных, анархистских и атеистических взглядов. Ее мать умерла вскоре после родов, и отец, вынужденный опекать Мэри и ее единоутробную сестру Фэнни Имлей, вскоре женился снова. Под его руководством Мэри получила великолепное образование, что было редкостью для девушек того времени. Она встретила Перси Биша Шелли, такого же вольнодумца и радикала, как и ее отец, когда Перси и его первая жена Гарриет посетили дом Годвинов в Лондоне. Летом 1814 года он и Мэри, которой тогда было только 16, полюбили друг друга. Они сбежали во Францию вместе со сводной сестрой Мэри, Кларой Клэрмонт. Это был второй побег поэта, так как он уже сбегал вместе с Гарриет тремя годами раньше. Возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть. Утешением для Мэри стали ее работы и Перси, который стал, несмотря на разочарование и трагедию, любовью всей ее жизни. Перси также был более чем удовлетворен своей спутницей в первые годы. Он радовался тому, что Мэри могла «чувствовать поэзию и понимать философию»-хотя она, так же как и до нее Гарриет, отказалась от его предложения разделить ее с его другом Томасом Хоггом. Таким образом Мэри поняла, что верность Перси идеалам свободной любви всегда будет конфликтовать с его внутренним стремлением к «настоящей любви», о которой он писал во многих своих стихах. В январе 1816 г. у них родился сын Вильям; его назвали в честь отца Мэри. 30 декабря 1816 г., вскоре после того, как жена Перси покончила жизнь самоубийством, он и Мэри венчались. В сентябре 1817 г. родилась дочь Клара, умершая через год. В июне следующего года скончался Вильям, а 12 ноября родился сын Флоренс. Перси утонул в июле 1822 г., возвращаясь из Ливорно домой на шхуне «Ариэль». До 1970-х годов Шелли была известна главным образом своими попытками опубликовать работы своего мужа, а также своим романом «Франкенштейн», который по-прежнему популярен и вдохновил многих людей на создание театральных и кинематографических экранизаций. Умерла Мэри Шелли 1 февраля 1851 года. В мае 1816 года Мэри Годвин, Перси Шелли и их сын ездили в Женеву с Клэр Клэрмонт. Они собирались провести лето с поэтом лордом Байроном, результатом отношений Клэр с которым стала ее беременность. Они прибыли на место 14 мая, а Байрон присоединился к ним только 25 мая вместе со своим врачом Джоном Уилльямом Полидори. В это время Мэри Годвин просит обращаться к ней как к миссис Шелли. В деревне с названием Колоньи, рядом с Женевским озером, Байрон снимал виллу, а Перси Шелли-более скромный дом, зато прямо на берегу. Они проводили время за творчеством, катанием на лодке и ночными беседами. «Лето было сырым и холодным-вспоминала впоследствии Мэри-беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дому». Помимо многочисленных тем для разговоров, речь зашла об экспериментах философа и поэта XVIII века Эразма Дарвина. Считалось, что он занимался вопросами гальванизации (в то время термин «гальванизация» означал не создание металлических покрытий электрогальваническим способом, а процесс воздействия электрического тока-по методу Луиджи Гальвани-на мертвый организм, которое вызывало сокращение мышц и видимость оживления), и осуществимости возвращения мертвого тела или разрозненных останков обратно к жизни. Даже ходили слухи, что он все-таки смог оживить мертвую материю. Сидя у камина на вилле Байрона, компания развлекалась также чтением немецких рассказов о привидениях. Это натолкнуло Байрона на предложение о том, чтобы каждый из них написал «сверхъестественный» рассказ. Вскоре после этого, во сне Мэри Годвин привиделась идея о написании «Франкенштейна»: «Мне привиделся бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца». Мэри начала работу над произведением, которое изначально должно было быть в жанре новеллы. Под влиянием энтузиазма Перси Шелли новелла выросла до размеров романа, ставшего для нее первым и получившим название «Франкенштейн, или Современный Прометей». Этот роман был опубликован в 1818 году, первое издание было анонимным. Позже она описывала то лето в Швейцарии как период, «когда я впервые перешагнула из детства в жизнь». Мэри Шелли была воспринята всерьез как писатель, хотя рецензенты часто пропускали политическую направленность ее работ. После ее смерти, однако, она, в основном, запомнилась как жена Перси Биша Шелли и как автор «Франкенштейна». В записях о письмах Мэри Шелли, опубликованных в 1945 году, редактор Фредерик Джонс писал: «Коллекция нынешнего размера всевозможных произведений не может быть оправдана общим качеством писем или важностью Мэри Шелли как писателя. Но тот факт, что она жена Перси Биша Шелли, вызывает у нас интерес».