Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Роман польской графини Марии Валевской с Наполеоном.
В свои 20 лет, уже будучи замужем, Мария вступает в роман с французским
императором и умудряется влиять на его отношение к полякам…
Графиня Мария Валевская (1786-1817)-польская дворянка, дочь гостыньского
старосты Мацея Лончинского, любовница Наполеона I, мать его сына-графа
Александра Колонна-Валевского. Мария родилась в Бродно, селении рядом
с Кернозей. Метрика Марии не сохранилась, но дата ее рождения известна
из описи крестильных актов, обнаруженных в 1938 году . Она была третьим
ребенком и старшей дочерью гостыньского старосты Мацея Лончинского и Эвы
Заборовской. Отец Марии, участник восстания Костюшко, умер от ран в 1795
году. После блестящих побед при Аустерлице (против русских и австрийцев),
при Йене и Ауэрштедте (против пруссаков) Наполеон стал господином Европы.
В конце 1806 года боевые действия были перенесены на территорию Польши.
Юная Мария решила обязательно увидеть Наполеона и тайно приехала в Яблоновскую,
через которую должен был он проезжать. Выбежав из толпы, она сказала,
что все рады видеть его на польской земле. Правда, сам Наполеон, по воспоминаниям
Монтолона, говорил о том, что впервые увидел Марию на балу у Талейрана
в Варшаве 17 января 1807 года. Высший свет Варшавы с интересом следил
за стремительным развитием романа. За скромность и преданность Марию прозвали
«Лавальер императора». В апреле 1807 года Наполеон перенес свою штаб-квартиру
в дворец Финкенштейн. Мария тайно посетила его и провела там три недели.
Известно, что после битвы под Ваграмом (5-6 июля 1809 года) император
встретился с Валевской в одном из поместий под Веной. Спустя две недели
по приезде в Вену выяснилось, что Мария беременна. Впервые Наполеон почувствовал
полную уверенность, что может стать основателем династии, вопреки утверждениям
императрицы Жозефины, которая возлагала на него всю вину за ее бездетность.
Правда, у императора уже был один незаконный отпрыск, родившийся незадолго
до знакомства с Валевской от мимолетной связи с Элеонорой Денюель де ля
Плэнь Ревель, хорошенькой чтицей сестры, подсунутой ему Мюратом, но в
своем отцовстве он не вполне был уверен. Что же касается Валевской, то
даже тень сомнения не омрачала отцовской гордости. После этой героической
проверки он имел право и даже обязан был развестись с Жозефиной и поискать
новую императрицу, способную дать Франции наследника престола. Сын императора
родился в Валевицах-родовом поместье мужа Марии камергера Анастазия Валевского.
Осенью 1810 года Мария с двумя детьми переехала в Париж. Как сказал ее
современник: «Она делала добро, кому только могла, никому не чиня зла,
посему и была повсюду почитаема и любима». После того, как Наполеон вступил
в брак с Марией-Луизой Австрийской, отношения между ним и Валевской были
прерваны. Мария виделась с императором исключительно по вопросам воспитания
сына и обеспечения его будущего. Мемуаристка Анна Потоцкая отмечала: «Вынужденная
считаться с Марией-Луизой, очень, по словам ее окружения, ревнивой, пани
Валевская сумела в самом центре Парижа заставить людей усомниться, действительно
ли она продолжает поддерживать тайные отношения с императором. Потому
это и была единственная любовная связь, которую Наполеон поддерживал».
Наполеон позаботился о наследстве для сына: по декрету от 5 мая 1812 года
тот стал владельцем майората в Неаполитанском королевстве и получил титул
графа Империи. До совершеннолетия Александра майоратом должна была управлять
его мать. Летом того же года Мария выехала в Польшу, чтобы развестись
со своим мужем. Брак был расторгнут 24 августа 1812 года. Во Францию Валевская
вернулась после провала русской кампании. Есть сведения, что Мария была
официально принята при дворе в последний год правления Наполеона. Часто
она бывала и в Мальмезоне у бывшей жены императора Жозефины. В Париже
Мария познакомилась со своим будущим вторым мужем-дивизионным генералом
Филиппом-Антуаном д’Орнано-родственником императора через свою мать Изабеллу
Бонапарт. После отречения императора и капитуляции Парижа Валевская пыталась
встретиться с Наполеоном в Фонтенбло, но он не смог ее принять. Низложенный
император написал ей письмо, где выразил надежду на свидание в будущем.
Мария с сыном, сопровождаемая своими родственниками, тайно навестила Наполеона
на острове Эльба в начале сентября 1814 года. Последний раз Мария и Наполеон
виделись после его поражения под Ватерлоо 28 июня 1815 года в Мальмезоне.
Летом 1816 года Валевская переехала в Брюссель, где 7 сентября обвенчалась
с генералом Орнано. 9 июня 1817 года графиня Орнано родила сына, после
родов состояние ее здоровья резко ухудшилось (вероятно это была почечно-каменная
болезнь). Мария настояла на возвращении в Париж. Зная, что скоро умрет,
она продиктовала секретарю свои воспоминания. В ноябре 1817 года семья
Орнано переехала в Париж. Мария умерла 11 декабря 1817 года. Согласно
последней воле Марии, она была погребена в семейном склепе в Кернозе под
Ловичем. После смерти Марии ее бумаги были поделены путем жеребьевки между
тремя сыновьями. По-видимому каждый из них получил в том числе и экземпляр
«Воспоминаний» матери. Таким образом, все бумаги Марии Валевской хранились
в частных архивах ее потомков и были недоступны для ее биографов. Первым
серьезным трудом о жизни Валевской стал биографический очерк Фредерика
Массона, опубликованный в 1893 году. Массон первым из историков ознакомился
с семейным архивом. Он же сделал выписки из «Воспоминаний» Марии с оригинала,
предоставленного на время ее наследниками. Вторым серьезным источником
информации о «польской супруге императора» долгое время считалась книга
ее правнука Филиппа-Антуана д’Орнано «Жизнь и любовь Марии Валевской»
(1935). Семейный биограф уверял, что его труд является «точно документированной
биографией и точно соответствует правде». Исследователи наполеоновской
эпохи охотно пользовались этой книгой, выдержавшей шесть изданий на французском
и английском языках. Однако в 60-х годах двадцатого века на процессе наследников
Орнано против историка Жана Савана утверждалось (на основании заявления
Орнано, сделанного им незадолго перед своей смертью), что она не является
историческим трудом, а «подлинные» письма сочинены им. Жан Саван, использовавший
факты из книги Орнано, был обвинен в нарушении авторского права. Когда
в ходе процесса защитники Савана потребовали предоставить документы из
семейного архива из замка Браншуар для сличения с ними текста книги правнука
Валевской, вдова Орнано заявила, что их не существовало: «Письма, заметки
и разговоры были придуманы покойным графом». Судом первой инстанции Саван
был признан виновным в плагиате. Между тем, он верил в то, что потомок
Марии пользовался при написании книги некими архивами.
Из журнала «Искусство кино». Актер Густав Холубек достаточно похож на
Наполеона-тот же широкий лоб, узкий нос, широко расставленные глаза. Он,
конечно, повыше ростом, чем «маленький капрал», но это незаметно, если
поставить его рядом с царственной славянкой Беатой Тышкевич, одетой в
туалет времен Империи и увенчанной тиарой высоко убранных волос. Холубека
и Тышкевич так и хочется поместить в мизансцене исторических живых картин:
«Император Наполеон впервые встречается с графиней Валевской на дороге
в Варшаву». «Наполеон танцует с графиней Валевской на балу». «Графиня
Валевска испрашивает у императора гарантии польской независимости». «Французский
Геркулес у польской Омфалы»-руки, привыкшие сотрясать государства, покорно
распялены, Мария Валевска в домашнем уборе грациозно мотает шерсть. Романом
Валевской и Наполеона во многих польских семьях гордятся до сих пор так,
как славным романом собственной прабабушки. Обращение к нему авторов «Марыси
и Наполеона» среди иных предпосылок имеет еще ту, что «Пепел» Вайды,
как в свое время «Пепел» Жеромского, многих обидел в их этих вот семейно-исторических
чувствах. Люди, отворачиваясь от «Пепла», бессознательно требовали себе
назад любимую картинку-реликвию домашнего патриотизма, девизом которого
становятся цитаты вроде: «нет на свете царицы, краше польской девицы».
«Марыся и Наполеон» и есть та самая возвращенная картинка, при том что
режиссер Леонард Бучковский, возвращая ее желающим, посмеивается и приглашает
их тоже чуточку улыбнуться упорству стародавних пристрастий. История
польской графини и императора французов, ее самые выигрышные и самые
известные эпизоды, развертывающиеся в дворцовых декорациях и на фоне
классических снежных ландшафтов с конями и нарядными, в мехах и бархате,
санными поездами-эта история получает обрамление как бы ироническое,
как бы делающее условными все развертывающиеся романтические красоты:
Наполеоном и графиней чувствуют себя француз, изучающий польскую культуру,
и варшавская студентка. Они сами комментируют историческую неточность
и траченную молью пышность только что разыгранных ими фрагментов. Но юмор
картины «Марыся и Наполеон», в которой возникают подвалы студенческих
кафе с джазом и шейком, какой-то просительный, извиняющийся юмор. Картина
получилась старомодной без грации открытой старомодности и наивно маскирующей
наивность.