Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Mask

«МАСКА»
(The Mask)

США, 1994, 97 мин., «Dark Horse Entertainment/New Line Cinema»
Режиссер и сценарист Чак Расселл, композитор Рэнди Эделман
В ролях Джим Кэрри, Камерон Диас, Питер Ригерт, Питер Грин, Эми Ясбек

По телевизору в тот вечер давал интервью доктор Ньюман, представляя свою новую книгу «Маски, которые мы носим» и упоенно вещал, что мы никогда не показываем своего истинного лица, подавляем низменные комплексы и постоянно носим маски. Молодой банковский служащий Стэнли Ипкисс искренне недоумевал, о чем это профессор рассуждает. Своих чувств парень никогда не скрывал: влюбился в певичку из ночного клуба Тину Карлайл и был счастлив. Однажды в реке он находит странную маску. Когда он приносит ее домой и начинает рассматривать, по ней неожиданно проходят блики света, и она намертво приклеивается к лицу Стэнли. Тело персонажа оказывается во власти древней маски, превращающей его из обычного человека в потрясающее флюоресцирующее существо. Стэнли мгновенно становится ловким, изворотливым, смелым. Теперь он хозяин ночного города. Но загадка таинственной маски начинает беспокоить и местную полицию…
Стандартная голливудская комедия с примитивным, а иногда и глупым юмором и банальным сюжетом. Единственное ее светлое пятно-это мимика Джима Кэрри («Медная гора», 1983; «Однажды укушенный», 1985; «Смертельный омут», 1988; «Земные девушки легко доступны», 1989; «Розовый кадиллак», 1989; «Кабельщик», 1996; «Лжец, лжец», 1997; «Шоу Трумана», 1998; «Как Гринч украл Рождество», 2000; «Брюс великолепный», 2001), который уже на следующий день после выхода фильма на экраны проснулся миллионером и суперзвездой, в то время, как лет десять до этого прозябал на задворках Голливуда, снимаясь во второсортных молодежных фильмах. Спецэффекты делали студии «ILM» и «Dream Quest Images». Обсуждая вопрос, как должен выглядеть главный герой, создатель грима, лауреат «Оскара» Грег Кэнном решил, что маска должна скорее довести до абсурда собственные черты Кэрри, нежели скрыть их под слоем латекса. Нелепо приглашать такого актера и пожертвовать хотя бы частью его собственной выразительности. Когда «маска» высовывает свой чудовищно длинный язык, зритель видит, что он влажный, а огромные глазные яблоки испещрены венами. Как и положено, спецэффекты шли по нарастающей: поэтому в первых эпизодах фильма у героя вылезали глаза из орбит, а позже выскакивал весь череп. Интересно, что роль Тирелла отклонил лидер группы «Spandau Ballet» Гари Кемп. Фильм номинировался на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, грим и как лучший фильм-фэнтази года. На кинофестивале «Fantasporto» картина номинировалась на Гран-при. На международном кинофестивале в Ситгее картина получила приз за лучшие спецэффекты и номинировалась на главный приз. Англичане номинировали картину на свой приз «BAFTA» за лучший грим, художественное оформление и спецэффекты. Джим Кэрри номинировался на анти-приз «Razzie» как худший актер (также за роли в фильмах «Эйс Вентура-розыск домашних животных», 1994 и «Тупой и еще тупее», 1994). Также актер номинировался на «Золотой глобус». Оригинальное переосмысление версии «Доктор Джекилл и мистер Хайд». Смесь мультфильмов Текса Эвери и картин с участием Джерри Льюиса. Первая роль Камерон Диас в кино после непродолжительной карьеры модели. Хотя первоначально продюсеры рассматривали кандидатуру печально известной Анны Николь Смит. Диас проходила пробы 12 раз, прежде чем получила роль за неделю до начала съемок. Звездный час 32-летнего канадского парня, получившего за две свои роли в картинах «Эйс Вентура-розыск домашних животных 1-2» (1994-95) всего 800 тысяч долларов. После этого фильма он положил в карман 5 миллионов долларов за роль Риддлера в фильме «Бэтмен навсегда» (1995) и 7 миллионов-за главную роль в картине «Тупой и еще тупее». За этот фильм Кэрри получил 450 тысяч долларов. Своего персонажа Кэрри копировал со своего отца, а желтый костюм был навеян костюмом, который сшила его мать для самых первых выступлений сына в ночных клубах. Ночной клуб в картине называется «Coco Bongo». Клуб с таким названием появляется и в картине «Брюс великолепный» (2001), где также играл Джим Кэрри. Визуальными эффектами занимался знаменитый Роб Бертон («Утенок Говард», 1986; «Золотой ребенок», 1986; «Короткое замыкание-2», 1988; «Полное восстановление памяти», 1990; «Робин Гуд-принц воров», 1991; «Кошмар на улице Вязов-6», 1991; «Беглец», 1992; «Дети кукурузы-2», 1993; «Багряный прилив», 1995; «Первобытный страх», 1996; «Прибытие», 1996; «Скала», 1996; «Тюремный самолет», 1997; «Миссия на Марс», 1997; «Подъем с глубины», 1998; «Армагеддон», 1998). При бюджете в 18 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 352 миллиона и еще 60 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа