Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

M

«М»
(M)

Германия, 1931, 117 мин., ч/б, «Nero-Film AG»
Режиссер и сценарист Фриц Ланг, композитор Эдвард Григ
В ролях Питер Лорре, Отто Верник, Густав Грюнденс, Еллен Уиндманн

Население Берлина терроризирует неизвестный убийца девочек, на счету которого уже семь жертв. Маленькая Элси Бекманн должна стать восьмой…Ежедневные облавы полиции взбудораживают воровской мир города. Главари различных преступных группировок собираются, чтобы обсудить возникшую ситуацию. Одновременно проходит конференция полицейских, которые решают, какие еще меры необходимо предпринять, чтобы поймать маньяка. Главари воровского мира решают сами позаботиться о детях города и найти убийцу. Каждый нищий и бродяга должен взять под строгий контроль определенное количество улиц Берлина. В это время инспектор полиции Лохманн, изучивший досье всех больных, вышедших из психиатрических лечебниц за последние пять лет, проводит обыск в доме некоего Ганса Бекерта. Слепой бродяга, у которого убийца купил воздушный шарик для Элси, узнает его по манере свистеть. Он описывает убийцу другому бродяге, который начинает его преследование. Ему удается поставить мелом на его пальто букву М. Несколько нищих и бродяг последовательно следят за убийцей. Идущая с маньяком Элси говорит, что у него пятно на спине. Убийца обнаруживает букву М и понимает, что за ним следят. Он прячется в офисе многоэтажного здания и остается там в течение всего дня. Наступает ночь, бродяги связывают охранников и обыскивают все здание. Наконец, они находят убийцу, спрятавшегося на чердаке. Одному из охранников удается подать сигнал полиции, и бродягам приходится убегать вместе со своим пленником. Полиция арестовывает одного бродягу, находившегося в здании. Инспектор Лохманн допрашивает его, и тот, думая, что один из охранников был убит, дает показания. Тем временем на заброшенной фабрике представители преступного мира устраивают импровизированный судебный процесс над убийцей. Тот требует защитника. Ему предоставляют адвоката и врача. Все требуют его смерти. Но полиция, получив информацию от бродяги, врывается на фабрику и арестовывает убийцу. За кадром звучит голос женщины: «Нужно лучше защищать наших детей!»…
В течение долгого времени это был самый знаменитый фильм Фрица Ланга, по достоинству оцененный как в контексте затронутой темы, так и благодаря сенсационной игре Питера Лорре. Ланг выбрал Питера Лорре, начинающего актера, после того, как тот триумфально сыграл четырнадцатилетнего подростка в пьесе Ведекинда «Fruhlings Erwachen». Фильм можно отнести к «бледному» периоду творчества Фрица Ланга. Между «черным» периодом экспрессионизма и «серым» американским, он включает фильмы «Завещание доктора Мабузе» (1932) и «Лилиом» (1933), единственный французский фильм режиссера. Ланг говорил, что в то время он сильно интересовался психологией человека. Совсем не похожий на преступников, которые фигурировали в фильмах тех лет, Ганс Бекерт, убийца детей, есть преступник, вышедший из толпы, обыкновенный человек по своему образу жизни, поведению и социальной принадлежности. И эта посредственность делает его еще более неуловимым и ужасным. Картине удалось практически невозможное: показать персонаж неопределенный и неясный, знакомство с которым еще более усиливает его загадочность. По мере того, как мы видим его поступки, его эмоции, его жесты, они все равно кажутся странными, словно относящимися к другому миру. Его невозможно понять, невозможно оценить иначе, как образ обделенный и трагический, запертый в самом себе под грузом нечеловеческих условий бытия. Бекерт принадлежит к типу героев Фрица Ланга, подвергнутых фатализму, року, который управляет их поведением. Но этот фатализм здесь соответствует инстинктам персонажа: он внутри него и в этом смысле, поэтому еще более жесток. Это одна сторона повествования, ограничивающая интерес к фильму своим центральным персонажем, который появляется менее, чем в половине эпизодов картины. Значительная часть действия посвящена показу социальной реакции, которую породило присутствие убийцы в виде огромной язвы на теле немецкого общества во время подъема нацизма. В этом контексте Фриц Ланг описывает два маленьких замкнутых сообщества-полицию и преступный мир-которые параллельно вступают в одно дело. Фильм представляет собой репортаж на тему их разрозненных действи, направленных к одной цели. Ланг с язвительной иронией предполагает, что преступный мир функционирует значительно лучше, чем полиция и быстрее достигнет своей цели, потому что он более мотивирован и лучше организован. Раскрытие поведения этих двух сообществ иллюстрирует одну из основополагающих тем работы Фрица Ланга, в которой члены всех социальных групп стремятся подавить изолированного индивидуума. Необычно видеть, что этот индивидуум в глазах режиссера становится некой жалкой и ничтожной жертвой, что добавляет персонажу противоречивости. Первый звуковой фильм Ланга показал, что автор не отказался от того, что служило ему в немых картинах-визуальных эффектов, риторических фигур, параллельного монтажа. И звук лишь усиливает экспрессивность и реализм. Звучала мелодия Эдварда Грига из пьесы «Peer Gynt» под названием «In The Halls Of The Mountain King», которая означала угрожающее приближение убийцы и содействовала его провалу. Предполагалось, что насвистывать ее будет сам Питер Лорре, но он не умел свистеть, поэтому это делать пришлось самому Лангу. В плане построения сюжета фильм далеко не совершенен и не сравним с последующими американскими работами режиссера. Стоит заметить, что больше не существует первоначальной версии, длящейся 117 минут. Можно отметить блок эпизодов, в которых фильм раскрылся во всю силу: параллель между конференцией полиции и сходкой главарей бандитов, или, конечно, финальный импровизированный судебный процесс над убийцей. Убийца Ганс Бекерт не может сопротивляться своему внутреннему побуждению убивать. Его не понять: то ли он очень болен, как он настаивает, то ли убивает ради болезнетворного удовольствия, как он пишет в письме в газету. В разное время мы то чувствуем к нему отвращение, то симпатизируем ему. К нему не применимы простые определения. Точно одно: герой очень реальный и правдоподобный. Фильм наполнен исключительными эмоциями, особенно в момент признания убийцы. Питер Лорре никогда не стыдился этой роли. Инспирированная «вампиром Дюссельдорфа», Питером Куэртеном, эта подлинная история об убийце-садисте, является шедевром Фрица Ланга, в которой за портретом психопата, показана картина жизни Германии начала тридцатых годов, ставшей жертвой кризиса и восхождения нацизма. Первая звездная роль Лорре, которому Ланг отвел на экране удивительно мало времени, хотя главным персонажем фильма является именно он. Первоначальным названием картины должно было быть «Убийцы среди нас», но нацисты настояли на том, чтобы оно было изменено на «М». Так как и Фриц Ланг и Питер Лорре были евреями, вскоре после окончания съемок они покинули Германию из-за опасения преследования со стороны нацистов. Ремейк Джозефа Лоси 1951 года, который продюсировал тот же продюсер, Сеймур Небенцаль, с Джоном Уэйном в главной роли, не заслуживал того позора и бесчестия, которого он удостоился. В работе над картиной режиссеру помогал Эдгар Улмер. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа