Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Memento

«ПОМНИ»
(Memento)

США, 2000, 113 мин., «Newmarket Capital Group/Team Todd»
Режиссер и сценарист Кристофер Нолан, композитор Дэвид Джулиан
В ролях Гай Пирс, Джо Пантолиано, Кэрри-Энн Мосс, Стивен Тоболовски, Расс Фега

Леонард не может запоминать. Это не амнезия. Это какая-то чудовищная форма склероза. Леонард помнит себя до того дня, когда кто-то пробрался в дом, изнасиловал и убил его жену. Сопротивляясь, герой получил травму, последствия которой отняли у него всю дальнейшую жизнь. Теперь Леонард не помнит даже то, что происходило несколько минут назад, да и где доказательства, что немногое оставшееся в памяти не есть какой-то сон? Он должен записывать события, которые случаются. Леонард вынужден фотографировать людей, с которыми ведет беседу. Он должен вести жестокую борьбу с собственным мозгом. Для этого Леонард вырабатывает целую систему, позволяющую вспоминать, для того чтобы жить. И выполнить одну цель, которая и есть его жизнь. Каждое утро Леонард должен заново узнавать самого себя и место, в котором он находится. В его жизни нет людей, кроме тех, которых он запечатлел на фотографии. Эти люди: Тедди, Натали, Берт. Леонард пытается понять, чего они от него хотят и что он должен для них сделать? Но даже если Леонард поймет это, то все равно, выпив одну кружку пива, уже забудет. И еще он должен помнить о Сэмми Дженкисе…
Это очень необычный и неординарный фильм, ярко противоречащий утверждению, что в Голливуде не умеют снимать другое кино. В фильме все идет наоборот. На первой же минуте нам показывают последнюю точку повествования. Это не значит, что герой сейчас обратится к воспоминаниям, и будет пересказывать все, что случилось до этого. Как можно обратиться к воспоминаниям, если их нет? Глубочайшее, бездонное одиночество в глазах Гая Пирса. Как может его герой вообще жить, если он говорит по телефону и не знает с кем. Если он держит в руках бутылку и не чувствует себя пьяным-пил ли он вообще? Достаточно хотя бы раз на себе испытать это, чтобы прикоснуться к ощущениям человека, который живет так вечно. Ведь он даже не знает, сколько времени провел в подобном состоянии. Может год, а может пять. Он не помнит времени. Просыпаясь и трогая постель рядом с собой, чувствовать, что она только что ушла. Как можно ощутить все то безграничное время, которое прошло с этого момента? Ты ощущаешь себя лишь сейчас. Закрываешь глаза, и не знаешь, здесь ли еще весь оставшийся мир. Открываешь глаза: мир, ты еще тут? Кто, черт возьми, эти люди? Почему они смотрят на меня глазами старых знакомых. Я не знаю их. Я не помню, что знаю их. Я верю только фактам. Фактам, которые добыл и записал сам. Все остальные должны быть согласны с моими условиями. Я должен выполнить то, без чего все потеряет свой смысл. Иначе, зачем я вообще? Откладывая какое-либо дело «на потом», вы никогда не думали о себе, который будет это выполнять, как о каком-то другом человеке? Не пытались сделать ему гадость или помочь? Леонард действует так всегда. Он может манипулировать собой. А еще, люди могут манипулировать им. Вы можете сказать человеку что угодно. Вы можете представиться ему как угодно. Можете заставить его сделать что угодно-все равно он ничего не запомнит. Он может лишь только переиграть вас. Англичанин Кристофер Нолан адаптировал для фильма рассказ собственного брата Джонатана, на основе которого был создан сценарий. В итоге получился фильм, который заставляет думать. Вы обязаны сохранить в собственной памяти абсолютно все: с первой минуты и до последней. Чтобы после просмотра слепить головоломку в очень простом ответе, оставляющем, тем не менее, моменты, над которыми можно еще долго размышлять. Это совсем не фильм для семейного или даже группового просмотра. Во время него должна быть тишина. И главное-смотрите до конца. А если что-то непонятно, то еще раз. Съемки картины заняли 25 дней. Первым выбором режиссера на главную роль был Алек Болдуин. Во время финальных титров должна была звучать песня «Paranoid Android» группы «Radiohead», но Нолан посчитал, что права на нее стоят слишком много для низкобюджетного фильма. На роль Леонарда рассматривались кандидатуры Брэда Питта, Томаса Джейна, Чарли Шина и Аарона Экхарта. На роль Натали претендовали Эшли Джадд, Фамке Янссен и Анжелина Джоли. Гай Пирс в молодости занимался бодибилдингом. Картина имеет две номинации на «Оскар»: за лучший сценарий и монтаж. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшее DVD-издание, актера (Гая Пирса) и вручила награду как лучшему фильму года. Картина получила неимоверное множество наград от различных ассоциаций и обществ кинокритиков. На Каталонском кинофестивале картина получила приз за лучший сценарий. На кинофестивале в Довилле картина получила приз критиков и специальный приз жюри, а номинировалась на Гран-при. Картина также номинировалась на «Золотой глобус» за лучший сценарий. На приз «Золотой сателлит» картина номинировалась за лучшую режиссуру, картину, оригинальный сценарий и актера (Гай Пирс). Кристофер Нолан получил приз MTV как лучший молодой режиссер. На кинофестивале в Парк-сити картина номинировалась на Гран-при и получила приз за лучший сценарий. При бюджете в 5 миллионов долларов картина в прокате США собрала 25, 5 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа