Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Midnight Cowboy

«ПОЛУНОЧНЫЙ КОВБОЙ»
(Midnight Cowboy)

США, 1969, 113 мин., «United Artists»
Режиссер Джон Шлезингер, композитор Джон Барри, гример Дик Смит
В ролях Дастин Хоффман, Джон Войт, Сильвия Маилс, Бренда Ваккаро, Джон Макгайвер

Молодой и наивный техасский ковбой-жеребец и посудомойщик Джо Бак впервые приезжает в огромный мегаполис Нью-Йорк. Не имея ни денег, ни знакомых, ни профессии, Джо, тем не менее, считает, что тут его ждут с распростертыми объятиями. Ведь зарабатывать на жизнь он собирается оказанием сексуальных услуг богатым дамочкам из высшего общества. Но вскоре Джо сталкивается с куда менее радостной действительностью. Чтобы сбросить с себя розовые очки, Джо придется опуститься на самое дно Нью-Йорка. Именно там он знакомится с бродягой и мелким воришкой Ратсо…
Дастин Хоффман насыпал в свои туфли гальку, чтобы его хромота была постоянной и одинаковой в течение всего фильма. На роль Джо Бака был утвержден актер Ли Мейджорс, но он был вынужден отказаться, когда телесериал «The Big Valley» (1965), в котором он снимался, продлили еще на один сезон. Второй кандидатурой был Майкл Сарразин, но он покинул проект из-за разногласий по поводу своего гонорара. Тогда роль предложили Джону Войту. Роль Ратсо (Дастин Хоффман) сначала предложили Роберту Блейку, но тот отказался. Интересно, что Дастин Хоффман считал, что его ничем не примечательная внешность может помешать ему получить роль. Чтобы доказать свое актерское ремесло, он назначил встречу с представителем просмотровой комиссии на углу одной из улиц в Манхэттене. После чего переоделся в грязные лохмотья и стал там просить милостыню. Прибывший представитель студии остановился возле нищего и стал ждать Хоффмана. Лишь несколько минут спустя нищий подошел к мужчине и показал свое настоящее лицо. Один из продюсеров фильма прислал Джону Шлезингеру записку с предложением сделать фильм более светлым, добавить несколько песен и пригласить на роль Джо Бака Элвиса Пресли. Пресли действительно хотел, чтобы его считали серьезным актером, и интересовался этой ролью. Когда ему отказали, он снялся в картине «Change of Habit» (1969), которая с треском провалилась и стала его последней ролью в большом кино. Дастин Хоффман заинтересовал продюсеров картины своим сольным шоу «Eh», шедшем на Бродвее в 1965 году. Это единственный фильм в истории Голливуда с рейтингом «X» (дети до 17-ти лет не допускаются), удостоившийся «Оскара» как лучший фильм года. Мало того, это вообще единственный фильм этой категории, получивший любой «Оскар». Прокатчики порнографических фильмов также использовали такой рейтинг для своих фильмов, поэтому многие кинотеатры отказывались демонстрировать «Полуночного ковбоя», а газеты не хотели давать его рекламу. Два года спустя, в 1971 году, был придуман новый рейтинг «R» (дети до 17-ти лет допускаются только с родителями), хотя в самом фильме никаких изменений сделано не было. Это единственный фильм категории «X», показанный президенту США в Белом доме. Джон Шлезингер рассказывал, что идея фильма у него появилась после просмотра лент «Kad budem mrtav i beo» (1967, Югославия) и «My Hustler» (1965) Энди Уорхола. Дастин Хоффман так долго и усердно репетировал кашель своего персонажа Ратсо, что однажды его по-настоящему вырвало. В картине должен был сниматься Чарльз Дернинг, но он отказался. На роль Джо Бака претендовал актер Стюарт Купер. В качестве главной песни фильма рассматривались «I Guess the Lord Must Be In New York City», специально написанная Гарри Нильсоном, «Ковбой» Рэнди Ньюмана, «Lay Lady Lay» Боба Дилана, а вошла в него композиция «Everybody's Talkin» Фреда Нила (которую Нильсон записал еще раньше). На роль Джо Бака претендовал Уоррен Битти, но Шлезингер посчитал, что он слишком знаменитый актер, чтобы его можно было принять за наивного уличного соблазнителя. Это дебютный фильм актера Боба Балабана. В одной из сцен Ратсо и Джо обсуждают ковбоев. Ратсо заявляет «Ковбои-это сопляки», на что Джо отвечает «Джон Уэйн тоже ковбой! Ты назовешь Джона Уэйна сопляком?». И Дастин Хоффман и Джон Войт за свои роли номинировались на «Оскар» как лучшие актеры, но уступили награду именно Джону Уэйну за его роль в картине «True Grit» (1969). Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, сценарий и как лучший фильм года, а номинировалась за лучший монтаж, актера (Хоффман и Войт) и актрису второго плана. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшую режиссуру, сценарий, монтаж, актера (Хоффман, также за роль в фильме «Джон и Мэри», 1969), лучшего актера-дебютанта (Войт) и как лучшему фильму года. Джон Войт также получил приз «Золотой глобус» как лучший дебютант года, а сама картина номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий, актера (Хоффман и Войт), актрису второго плана (Ваккаро) и как лучший фильм года. В 1994 году картина была помещена на хранение в медиатеку при конгрессе США. На Берлинском кинофестивале картина номинировалась на Гран-при, а получила специальный приз. При бюджете в 3, 6 миллиона долларов картина только в прокате США собрала 45 миллионов и еще 29 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа