Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Minority Report

«ОСОБОЕ МНЕНИЕ»
(Minority Report)

США, 2002, 147 мин., «20th Century Fox»
Режиссер Стивен Спилберг по Филиппу Дику, продюсер Ян Де Бонт, композитор Джон Уилльямс
В ролях Том Круз, Колин Фаррелл, Стив Харрис, Макс Фон Сюдов, Саманта Мортон

К середине 21 века полиция Вашингтона облегчила себе жизнь обретением трех медиумов, чьи видения указывают на преступления, которые совершатся в самое ближайшее время. Округ Колумбия стал самым безопасным местом Соединенных Штатов, криминогенный уровень снизился на 90 процентов. Верховный суд уже собирается узаконить в уголовном кодексе превентивные меры правосудия, когда блаженный ход профилактики убийств дает сбой. Джон Андертон, глава полицейского отдела «Precrime», расшифровывая очередные образы провидцев, узнает в них самого себя, стреляющего в совершенно незнакомого ему человека. Пускаясь в бега, Джон понимает, что от исхода приключения зависит не только его судьба, но и вера в систему. Ведь если он не совершит убийства, значит в ней есть изъян…
Написавший свыше сотни научно-фантастических рассказов Филипп Дик, проигнорированный своим поколением, и возведенный на пьедестал его последователями, любил прибегать к стимулированию разума разноцветными амфетаминами, так что заглянуть за порог невозможного ему было раз плюнуть. Зачастую, правда, в его коротких, но плотных новеллах ход мысли принимался кружить в броуновском хаосе, но что может быть честнее творческого бреда? «Особое мнение» он опубликовал в 1956 году, полвека спустя его экранизировал Стивен Спилберг, чтобы отправиться еще на полвека вперед и вынести вердикт о позитиве и негативе технологического прогресса вне запросов общества потребления. В своем футуристическом триллере режиссер впервые подвергает сомнению грядущее, выступив со своего рода политическим заявлением. Еще Бенджамин Франклин изрек, что если народ готов поступиться частью своих прав ради общей цели, то такой народ их попросту не заслуживает. Забывая, что личные свободы ограничены свободой других граждан, человек соглашается на их ограничение в угоду обеспечения глобальной безопасности. Всевидящее око, кстати, нередко встречающееся в фантастических произведениях, давлеет над иерархией ценностей обитателей регламентированной демократии. До какой степени этот процесс усугубился к 2054-му году, Спилберг рассказывает беспроигрышно, и вновь после «Искусственного разума» гармонично оживляет актуальную метафору и съемочные приемы, лакируя их визуальными эффектами. Тяжелый гротеск изображения, призванный передать привычный эмоциональный холод будущего и душевное половодье Джона Андертона, чьего сына похитили задолго до того, как он смог бы предупредить это, рассекаются остроумными и даже откровенно юмористическими моментами. Подсевший на колеса после потери сына полицейский против усыновившей его системы. Термин «особое мнение» имеет сугубо юридическое происхождение. Им именуется мнение одного или нескольких членов суда, разнящееся с принятым судом решением. Например, в Верховном суде США «особые мнения» традиционно играли большую роль, открывая дискуссии, впоследствии нередко приводившие к изменению решений. К тому же из меньшинства эти мнения вполне могли превратиться в суждение большинства. Картина Стивена Спилберга приоткрывает ширму завтрашнего дня, и скорее потакает общему взгляду на него, нежели воспитывает посредством своего собственного. Она является искусно комбинированной стилизацией трех китов кинематографического детектива сороковых годов прошлого века, от мрачности атмосферы, сквозь низменную, но интеллектуальную интригу, до высот трагедии средневекового полета. Большую часть работы по созданию атмосферы будущего сделал Харольд Беккер, который изобрел машины для фильмов «Бэтмен и Робин» (1997) и «Армагеддон» (1998). На роль Дэнни Уитвера претендовал Мэтт Деймон. Начальный эпизод есть дань почтения многим фильмам Альфреда Хичкока: ножницы («Наберите М в случае убийства», 1954), солнцезащитные очки («Незнакомцы в поезде», 1951), длительный показа глаза («Психоз», 1960). В пяти из семи последних фильмов Тома Круза его персонаж появляется с маской на лице: «Миссия невыполнима 1-2» (1996-2000), «С широко закрытыми глазами» (1999) и «Ванильное небо» (2001). Картина стоит второй в трилогии Спилберга о «бегущем человеке»: первой была «Искусственный разум» (2001), а завершил ее фильм «Поймай меня, если сможешь» (2002). Картина получила множество призов. Она номинировалась на «Оскар» за лучший монтаж звуковых эффектов. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, фильм, актрису второго плана (Саманта Мортон), сценарий, а кроме этого номинировала за лучшего актера (Том Круз), костюмы, DVD-издание, грим, музыку, спецэффекты, актера второго плана (Макс Фон Сюдов). Фильм номинировался на приз «BAFTA» за лучшие спецэффекты. Испанцы номинировали картину на свою главную кинематографическую награду «Goya», как лучший иностранный фильм. Аналогичным образом поступили и французы, номинировав фильм на «Сезар». Англичане не ограничились номинациями и вручили приз «Empire» Тому Крузу как лучшему актеру, Саманте Мортон, как лучшей английской актрисе, и Спилбергу, как лучшему режиссеру. Картина получила приз «Золотой сателлит» за лучшее документальное приложение к DVD-изданию, а также номинировалась за лучшую операторскую работу Януша Каминского, DVD-издание, монтаж и визуальные эффекты. MTV номинировало картину за лучший эпизод (бегство). Можно также добавить, что еще не один десяток наград «местного разлива» достались картине от различных обществ, ассоциаций и союзов. Спецэффектами занимались компании «Asylum VFX», «Digital Firepower», «ILM», «KNB» и «Pacific Data Images». При бюджете в 102 миллиона долларов картина в мировом прокате собрала 354 миллиона. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа