Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Mummy

«МУМИЯ»
(The Mummy)

США, 1932, 72 мин., ч/б, «Universal»
Режиссер Карл Фройнд, композитор Джеймс Дитрих
В ролях Борис Карлофф, Дэвид Маннерс, Эдвард Ван Слоан, Зита Джонн

В 1921 году экспедиция Британского музея, находящаяся около Тибета и руководимая Джозефом Уэмплом, откапывает мумию жреца Имхотепа, умершего 3700 лет назад. На крышке гроба обнаруживают надпись, содержащую угрозу смерти тому, кто откроет его. Специалист по оккультным наукам и старый друг Уэмпла, доктор Мюллер умоляет не открывать гроб и положить его на место. Но его просьбы бесполезны: молодой Нортон, сотрудник Уэмпла, сгорая от любопытства, открывает гроб и обнаруживает там свернутый папирус, испещренный иероглифами. Расшифровывая надпись, Нортон возвращает к жизни мумию, которая забирает у него пергамент и медленно исчезает. Это зрелище производит сильное впечатление на молодого человека, который сходит с ума и через несколько лет умирает в психиатрической больнице. В 1932 году организуется другая экспедиция под руководством Фрэнка Уэмпла, сына Джозефа, но она не находит в гробнице ничего интересного. Узнав о провале миссии, египтянин Ардат-Бей, которым на самом деле является Имхотеп, предлагает Фрэнку отправится на место захоронения принцессы Анк-Су-Намун. Все, что было обнаружено в захоронении, отправляется в музей Каира в соответствии с договоренностями между Британским музеем и египетскими властями. Ночью, оставшись один около мумии принцессы, Имхотеп произносит ритуальные слова, написанные на папирусе. Вместо того, чтобы мумия ожила, эти слова вызывают появление в музее молодой Елены Гросвенор, дочери правителя Судана. Ее слабое здоровье требует постоянного ухода доктора Мюллера, который везде сопровождает девушку. Словно загипнотизированная, Елена подходит к дверям музея, но не может их открыть. Фрэнк ведет ее к себе. Охранник музея застает врасплох Имхотепа во время странной церемонии. Имхотеп убивает его и убегает, оставив на месте преступления папирус. Позднее его подбирает Джозеф Уэмпл. Имхотеп возвращается к Уэмплу и безуспешно требует папирус. На вилле, оформленной в древнеегипетском стиле, находится бассейн, на дне которого нарисованы персонажи и знакомые Имхотепу места. Имхотеп мешает Джозефу сжечь папирус. Старый профессор становится жертвой сердечного приступа. В это время слуга Имхотепа забирает рукопись. Имхотеп вызывает к себе Елену. Он ее гипнотизирует и в воде бассейна показывает картины их прошлого. Они были детьми одного отца и любили друг друга в Египте 3700 лет назад. Принцесса, чья душа сейчас реинкарнировалась в Елене, умерла. Имхотеп хотел ее воскресить. Для этого он украл у Богов священное писание, но был схвачен до того, как успел приступить к воскрешению. В наказание за свое святотатство Имхотеп был мумифицирован заживо, а его саркофаг был помещен в секретное место, рядом с сундуком, со святым папирусом. Имхотеп снимает гипноз с Елены, и та уходит к себе. Она умоляет Фрэнка, влюбленного в нее, больше никогда не возвращаться к египтянину. Но сама возвращается, и Имхотеп раскрывает ей свои настоящие намерения. Дело вовсе не в мумифицированном теле принцессы, которую он любил, а в том, что его собственная душа возвратилась к жизни в теле Елены. Ему нужно убить ее, чтобы потом забальзамировать и стать бессмертным благодаря словам священного папируса. Он поджигает тело Анк-Су-Намун и готовится воткнуть нож в живот обессиленной Елены. Появляются Фрэнк Уэмпл и доктор Мюллер. Елена просит Бога Анубиса помочь им. Анубис ударом молнии воспламеняет папирус, и в тот же момент Имхотеп превращается в пыль. Елена выходит замуж за Фрэнка…
Эта вариация на тему экспедиции и открытий знаменитых археологов лорда Карнарвона и Ховарда Картера пришлась на золотой век фантастических фильмов студии «Universal». Борис Карлофф после появлений в картинах «Франкенштейн» (1931), «Старый мрачный дом» (1932) и «Маска Фу Манчу» (1932) подтвердил, что является одним из самых успешных голливудских актеров. Первое появление мумии на экране. Среди последующих фильмов о ней можно выделить четырехсерийную сагу студии «Universal»: «Рука мумии» (1940, режиссер Кристи Кабанн), «Могила мумии» (1942, режиссер Харольд Янг), «Призрак мумии» (1944, режиссер Реджинальд Ле Борг) и «Проклятие мумии» (1944, режиссер Лесли Гудвинс), а также картины «Эбботт и Костелло встречают мумию» (1955, режиссер Чарльз Ламонт), «Мумия» (1959, режиссер Теренс Фишер), «Проклятие могилы мумии» (1964, режиссер Майкл Каррерас), «Саван мумии» (1967, режиссер Джон Гиллинг), «Кровь из могилы мумии» (1971, режиссеры Сет Холт и Майкл Каррерас). Грим создал Джек Пирс, а спецэффекты Джон Фултон. Интересно, что имя Имхотеп принадлежит архитектору, который первым обнаружил древние пирамиды в Египте. Бюджет фильма составил почти 200 тысяч долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа