Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Murder

«УБИЙСТВО»
(Murder!)

Великобритания, 1930, 104 мин., ч/б, «British International Pictures»
Режиссер и сценарист Альфред Хичкок, композитор Джон Рейндерс
В ролях Герберт Маршалл, Эдвард Чапмен, Филлис Констам, Нора Баринг, Маилс Мандер

В номере отеля маленького провинциального городка в Англии находят труп Эдны Брюс, а рядом с ней находящуюся в прострации Диану Баринг. Придя в себя, она не может объяснить, что произошло, так как ничего не может вспомнить. Две молодые женщины принадлежали к одной театральной труппе, гастролировавшей в городе. Они поссорились, но потом вместе поужинали с намерением помириться. Полиция проводит расследования в театре, но ничего подозрительного в отношении Дианы Баринг не обнаруживает. Начинается судебный процесс. Девушка не может доказать свою невиновность. Во время долгого разбирательства жюри признает ее виновной, за исключением сэра Джона, знаменитого лондонского актера. Оставшись в меньшинстве, сэр Джон вынужден присоединиться к мнению большинства. Диану Баринг приговаривают к смерти. Сэр Джон чувствует угрызения совести и решает попытаться помочь обреченной. Кое-что, что сказала ему Диана, говорило о том, что она не могла быть убийцей. Сэр Джон встречается с режиссером труппы Дианы, а тот привлекает к этому делу свою жену, тоже актрису. Они втроем отправляются на место преступления, потом за кулисы театра и начинают расследование с нуля. Чтобы узнать больше, сэр Джон даже снимает комнату у женщины из местной полиции. Он собирает многочисленные улики, но ему не известно имя человека, которого эти доказательства обвиняют. Очевидно, что им мог быть только актер труппы, влюбленный в Диану и послуживший причиной ссоры между двумя женщинами. Сэр Джон возвращается в Лондон, наносит визит Диане в тюрьме и вырывает у нее имя подозреваемого, Ганделя Фэйна, гомосексуалиста. Эдна хотела рассказать об «отклонении» Фэйна Диане, которая не знала об этом. Чтобы помешать девушке, Фэйн ее убил. Но Диана все равно не может точно описать момент убийства. Сэр Джон входит в контакт с Фэйном, который исполняет женскую роль воздушного гимнаста в цирке. Сэр Джон расставляет ловушку, чтобы выудить у него признание. Он приглашает Фэйна на прослушивание и просит прочитать пьесу, которую сам написал после дела Баринг. Объектом прослушивания становится сцена убийства. Но сцена не завершена. Взволнованный и потрясенный началом чтения, Фэйн приходит в себя и покидает бюро сэра Джона, отказавшись сотрудничать с ним и дописать сцену. Во время своего циркового номера он вешается. Фэйн оставляет предсмертную записку, адресованную сэру Джону, которая содержит конец «сцены убийства». Убийца входит в комнату, где спорят две женщины. Он отталкивает Диану, которая падает и теряет сознание. После чего убийца бьет Эдну кочергой и уходит. При допросе полицейским он говорит, что находился в это время в своей костюмерной. Сэр Джон снова встречается с Дианой, и она выходит из тюрьмы…
Третий полнометражный звуковой фильм Хичкока и одно из самых больших достижений не только английского периода, но и всей его карьеры. По своей структуре «Убийство» есть один из редких детективов Хичкока, где интрига базируется на ожидании финального разоблачении виновного. Но детективный сюжет здесь носит второстепенный характер, и для сэра Джона важнее найти настоящего виновного, чем казнить приговоренного к смерти. Это один из самых двусмысленных фильмов Хичкока и один из тех, где гений режиссера завоевывает публику серьезностью тона и мотива. Одновременно, в этих же декорациях, но с немецкими актерами снималась немецкая версия этого фильма под названием «Мэри» (1931). Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа