Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Murder on the Orient Express

«УБИЙСТВО В ВОСТОЧНОМ ЭКСПРЕССЕ»
(Murder on the Orient Express)

Великобритания, 1974, 128 мин., «Paramount»
Режиссер Сидней Люмет по Агате Кристи, композитор Ричард Родни Беннетт
В ролях Альберт Финней, Майкл Йорк, Лорен Баколл, Шон Коннери, Ингрид Бергман, Жаклин Биссе, Мартин Болсам, Энтони Перкинс, Джон Гилгуд, Жан-Пьер Кассель, Ванесса Рэдгрейв, Ричард Уидмарк, Вернон Добчефф

Знаменитый бельгийский детектив Эркюль Пуаро путешествует на знаменитом поезде «Восточный экспресс», отправляясь на зимний отдых. Но вскоре ему предоставляется подходящий случай освежить свои серые клеточки, когда в своем купе обнаруживают труп таинственного мистера Рэтчета с двенадцатью колотыми ранами на теле. Не дожидаясь прибытия поезда на станцию, начальник «Восточного экспресса» просит Пуаро начать расследование незамедлительно. Ситуация становится еще хуже, когда поезд останавливается из-за обрушившегося снегопада в ожидании, пока расчистят железнодорожные пути. Понимая, что помощи ждать неоткуда, а время играет на руку убийце, Эркюль Пауро с энтузиазмом принимается за расследование. Вскоре он выясняет, что каждый пассажир «Восточного экспресса» как-то связан с похищением и убийством трехлетней девочки Дэйзи Армстронг, происшедшее в США пятью годами ранее. Тогда преступнику удалось скрыться от правосудия, мать Дэйзи умерла, а отец с горя покончил жизнь самоубийством…
К моменту съемок этого фильма «Восточный экспресс» уже прекратил свое существование. Хотя его настоящий паровоз был использован для съемок, пусть он и не мог ездить слишком далеко. Внутренности поезда для съемок были восстановлены по сохранившимся в музеях (большей частью в Бельгии) вагонам реального «Восточного экспресса». Премьеру фильма в ноябре 1974 года посетила 84-летняя Агата Кристи. Это была единственная прижизненная экранизация ее произведения (опубликованного в 1934 году), которой она осталась удовлетворена, особенно игрой Альберта Финней (за исключением его усов). Это было последнее появление писательницы на публике. Она умерла 14 месяцев спустя 12 января 1976 года. Первоначально Кристи очень долго не хотела продавать права на экранизацию своего произведения, разочарованная предыдущими неудачными постановками. От роли принцессы Драгомировой отказалась Ингрид Бергман, предпочтя более маленькую роль безумной шведки-няни Греты Олсон. Выяснилось, что у Бергман было хорошее чутье, ибо за свою роль она получила «Оскар». Интересно, что вся ее роль состояла из единственной сцены допроса Эркюлем Пуаро, снятой за один беспрерывный дубль длительностью почти пять минут. Роль Пуаро сначала была предложена Полу Скофилду и Алеку Гиннессу, но они были заняты в других проектах. В итоге она досталась 38-летнему (!) Альберту Финней. Финальную сцену снимали огромное количество раз, ибо она требовала больше углов съемок и кадров, чем можно было снять за один дубль при небольшом количестве камер, которые были установлены на очень небольшом пространстве декораций вагона. Особенно трудно пришлось Альберту Финней, ибо его монолог состоял из восьми страниц текста, который он должен был каждый раз повторять. Интересно, что в этом фильме впервые для записи голоса были использованы радио-микрофоны, спрятанные в ножках стола. Ричард Уидмарк согласился сниматься исключительно потому, что ему хотелось встретиться с другими актерами-звездами, с которыми ему еще не довелось поработать. Так как Альберту Финней долго накладывали грим, а сам актер по вечерам играл на театральных подмостках, ему категорически не хватало времени на сон. Однажды к нему домой прибыли гримеры, когда Финней спал, и начали гримировать его. После чего погрузили его в машину скорой помощи, доставили на студию, где закончили гримировать так и не проснувшегося актера. Шикарный ужин в начале фильма был украден со съемочной площадки за день до съемок. В результате все продукты пришлось закупать снова в магазинах Парижа посредине ночи, чтобы съемки могли продолжиться утром. Свой роман Агата Кристи писала на основе реального похищения и убийства ребенка знаменитого летчика Чарльза Линдберга в 1932 году. Чарльз Линдберг умер за три месяца до премьеры этого фильма. Другим случаем, ставшим основой романа, стала пятидневная остановка в горах Турции в 130 километрах от Стамбула «Восточного экспресса» в 1929 году из-за обрушившегося снегопада. Режиссер Сидней Люмет считал, что лучшим способом привлечь к съемкам множество известных актеров-это первым делом подписать контракт с самой большой звездой. На 1974 год таковой был Шон Коннери, с которым Люмет ранее уже работал. Это первый из четырех фильмов, поставленных по произведениям Агаты Кристи, в котором снялся сэр Джон Гилгуд. В фильме есть две отсылки к фильму Альфреда Хичкока «Леди исчезает» (1938): мистер Рэтчет погибает во время прохождения поездом туннеля, а затем инициалы появляются на запотевшем окне. Актер Джордж Сильвер снимался в другой экранизации писательницы «Зеркало треснуло» (1980), а актеры Колин Блейкли и Деннис Куиллей-в картине «Зло под солнцем» (1982). Все три фильма сняли одни и те же продюсеры. Позднее Лорен Баколл и Джон Гилгуд снялись в другой экранизации Агаты Кристи «Свидание со смертью» (1988). Получая «Оскар», Ингрид Бергман извинилась перед актрисой Валентиной Кортезе, сказав, что она больше заслуживала награды за свою роль в фильме «Американская ночь» (1973). В фильме собраны актеры и члены съемочной группы, в общей сложности имеющие 58 номинаций на «Оскар» при 16 победах. После сорока лет съемок в англоязычных фильмах, шведский акцент Ингрид Бергман стал настолько слабым, что актрисе пришлось прибегнуть к помощи учителя, чтобы восстановить заметный акцент родного языка. Ингрид Бергман получила «Оскар» как лучшая актриса второго плана, а картина номинировалась за лучший сценарий, музыку, костюмы, операторскую работу и актера (Финней). Английская киноакадемия наградила картину своим призом «BAFTA» за лучшую музыку и актера и актрису второго плана (Гилгуд и Бергман), а номинировала за лучшую режиссуру (вместе с фильмом «Серпико», 1973), монтаж, операторскую работу (наряду с фильмом «Зардоз», 1974), костюмы, художественное оформление, актера (Финней) и как лучший фильм года. Музыка Ричарда Родни Беннетта номинировалась на премию «Грэмми». В прокате США картина собрала 36 миллионов долларов и еще 20 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа