Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Mutiny on the Bounty

«МЯТЕЖ НА БАУНТИ»
(Mutiny on the Bounty)

США, 1935, 132 мин., ч/б, «MGM»
Режиссер и продюсер Фрэнк Ллойд, композитор Херберт Стотарт
В ролях Чарльз Лафтон, Кларк Гейбл, Франчот Тон, Герберт Мандин, Эдди Куиллан, Дадли Диггс

Порстмут, декабрь 1787 года. Британский корабль «Баунти» отправляется на Таити в двухлетнее научное плавание. Корабль должен доставить с островов Тихого океана образцы фруктовых деревьев (а также лексикологические сведения). «Баунти» командует капитан Блай-превосходный моряк, но человек извращенно жестокий, непорядочный и с наклонностями тирана, злоупотребляющий властью, возложенной на него морским кодексом того времени. Еще до отплытия Блай приказал задать образцовую порку мертвецу, который при жизни осмелился ему перечить. Молодой Роджер Байам из старого моряцкого рода страдает от сурового нрава Блая: в бурю капитан загоняет Байама на самую вершину мачты. Разнообразные наказания и пытки лишают жизни многих членов экипажа. Пища так скудна и омерзительна, что всеми уважаемый шкипер Флетчер Крисчен заявляет Блаю, вынужденному подписать судовой журнал, что по возвращении потребует провести расследование. На горизонте появляется Таити. На борт поднимаются аборигены. Флетчер внезапно влюбляется в юную дочь вождя местного племени. Но после идиллического пребывания на этих райских землях жизнь рядом с капитаном Блаем кажется еще более невыносимой. Блай заставляет старого больного судового врача подняться на палубу, где наказывают дезертиров. Старик подчиняется, но теряет сознание и умирает. Флетчер обвиняет Блая в убийстве и некоторое время спустя возглавляет мятеж, вспыхнувший на борту. Блаю и его сторонникам дают шлюпку и запас провизии на несколько дней. Флетчер, не позволив команде просто-напросто разорвать Блая на части, отводит «Баунти» обратно на Таити и женится на Маймити, которая рожает ему ребенка. После 47-дневного плавания, полного нечеловеческих мучений, Блаю удается привести шлюпку в порт назначения. Неподалеку от острова появляется британский корабль «Пандора». Флетчер и его люди скрываются на борту «Баунти», а Байам и прочие, не участвовавшие в мятеже, поднимаются на борт «Пандоры». К своему большому удивлению, они обнаруживают там Блая, который сажает их в кандалы. Блай безуспешно пытается догнать «Баунти»; в этой бешеной гонке «Пандора» натыкается на риф. Блай доставляет пленников в Лондон. Там Байама ждет суд: он не может доказать свои добрые намерения и, пламенно осудив жестокость и злоупотребления Блая, выслушивает смертный приговор. Его отец добивается от короля помилования. Конфликт Байама и Блая приводит к тому, что правительство принимает закон об отношениях между офицерами и матросами. На другом конце света Флетчер наконец находит свой райский остров. Он и его товарищи сжигают «Баунти», чтобы окончательно отрезать себя от цивилизованного мира. Байам возвращается во флот…
Классический образец морского приключенческого фильма 30-х годов. Несмотря на свои достоинства (тщательную техническую и историческую реконструкцию, образцовые характеры трех главных героев, мощную и неподдельную актерскую игру), фильм остается весьма обезличенным, академичным и банальным, особенно в картинах райской жизни в южных морях. Его главное предназначение-служить ориентиром, усредненным эталоном жанра, чтобы проще было оценить вклад великих режиссеров, которые, черпая силы в собственном даровании, сделали этот жанр увлекательным и незабвенным. Уолш привнес в него привкус авантюры (которого здесь болезненно не хватает), фантазию, пластическую элегантность, сочные характеры; Кертис-пылкость и щегольскую рисовку, или же в таком абсолютном шедевре жанра, как «Морской волк»-напряженный драматизм действия и трагическую выразительность героев. Если говорить о сюжете фильма (бунт на корабле, вызвавший исторические перемены во взаимоотношениях между матросами и офицерами), мы в большей степени рекомендуем более сдержанное и более действенное повествование Джона Фэрроу «Два года в матросах». Ремейк Льюиса Майлстоуна 1962 года по-прежнему знаменит своим оглушительным финансовым провалом. Существуют три австралийские версии похождений капитана Блая: «Мятеж на Баунти» Реймонда Лонгфорда (1916), «В кильватере Баунти» (1933) Чарльза Шавеля. В этой полудокументальной картине впервые появился на экране Эррол Флинн (в роли Флетчера Крисчена); она была куплена студией «МGМ», которая сделала из нее два «фильма о путешествиях» «Остров Питкэрн в наши дни» и «Первозданный остров Питкэрн», послужившие рекламой фильму Ллойда. Наконец, в 1983 году Роджер Дональдсон предложил зрителям новую версию этого сюжета в фильме «Баунти» с Мелом Гибсоном (Флетчер Крисчен) и Энтони Хопкинсом (Блай) в главных ролях. Студия «MGM» хотела, чтобы Байама сыграл Кэри Грант, но тот был на контракте у студии «Paramount», которая отказалась отпустить актера конкурентам. Во время съемок эпизода на океане погиб второй оператор, когда баржу с 55-ю членами съемочной группы накрыла огромная волна. Еще одна трагедия едва не случилась, когда шестиметровый макет «Баунти» отвязался от пристани с двумя членами съемочной группы на борту, и два дня плавал в океане, пока лодку не нашли. В действительности Чарльз Лафтон очень боялся моря и постоянно страдал морской болезнью. Продюсер Ирвинг Талберг сознательно позвал в фильм Кларка Гейбла и Чарльза Лафтона, которые не переносили друг друга (во-первых, Лафтон был открытым гомосексуалистом, а Гейбл-любимчиком женщин; во-вторых, Лафтон был профессиональным шекспировским актеров, а Гейбл-просто красавцем), чтобы эта ненависть сильнее отразилась и на экране. Гейбл попытался разрядить ситуацию, пригласив Лафтона в бордель. Жена Лафтона актриса Элиза Ланчестер вспоминала, что «несмотря на всю абсурдность приглашения, Лафтон принял его с любезностью». Ситуация вышла из-под контроля, когда Лафтон привез на остров, где проходили съемки, своего мускулистого друга в качестве массажиста (хотя они были явными любовниками и повсюду появлялись вместе), и Гейблу приходилось постоянно отворачиваться от них с отвращением. Мало того, Лафтон считал, что получит «Оскар» за роль в фильме «Барретты с Уимпоул-стрит», но не был даже среди номинантов, а награда досталась Гейблу за роль в фильме «Это случилось одной ночью». Также Гейбл был очень разочарован приглашением Франчона Тона (его роль первоначально предлагали Роберту Монтгомери), с которым они соревновались за внимание Джоан Кроуфорд. Но вскоре оба актера подружились, найдя общие интересы в выпивке и женщинах, которых было в избытке на острове. Для съемок Кларку Гейблу пришлось сбрить свои знаменитые усики, ибо во время описываемых событий в королевском флоте ношение усов было запрещено. Интересно, что однажды мимо места съемок на своей яхте проплывал Джеймс Кэгни. Он позвонил своему старому другу Фрэнку Ллойду и сказал, что находится в отпуске и мог быть ему полезен. Тогда режиссер одел Кэгни в матросскую форму, и остаток дня актер снимался в массовке. Это самая дорогостоящая постановка студии «МGМ» в то время: 2 миллиона долларов. Это любимый собственный фильм Кларка Гейбла. Картина получила «Оскар» как лучший фильм года, а номинировалась за лучшую режиссуру, монтаж, музыку, сценарий и актера (Кларк Гейбл, Франчот Тон и Чарльз Лафтон; это единственный случай в истории награды, ибо номинации «актер второго плана» тогда еще не существовало; причем «Оскар» все равно получил Виктор Маклаглен, единственный номинант не из этого фильма). Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа