Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Ninth Gate

«ДЕВЯТЫЕ ВРАТА»
(The Ninth Gate)

Франция-Испания-США, 1999, 133 мин., «Artisan/20th Century Fox»
Режиссер, сценарист и продюсер Роман Полански, композитор Войцех Килар
В ролях Джонни Депп, Фрэнк Лангелла, Лена Олин, Джеймс Руссо, Эммануэль Сенье

История о нагловатом и удачливом специалисте по древним книгам Дине Корсо, который получает заказ от библиофила и любителя оккультных наук Бориса Болкана. Он должен сравнить три существующих в мире экземпляра книги «Девятые врата». Ее написал в семнадцатом веке сатанист Торкиа, которого сожгли на костре, обвинив в том, что книгу он создавал вместе с самим дьяволом. Торкиа списал ее со знаменитого «Некрономикона». Действительно, три из девяти эстампов в каждом экземпляре подписаны «LCF», что означает Люцифер. Корсо отправляется в Европу, посещает Лиссабон и Париж, находит двух других владельцев, начинает сравнивать книги и приходит к выводу, что все они-подлинные. И отличаются только гравюрами. Причем отличаются тем, что автором трех гравюр являлся сам Люцифер. Получить же полный комплект гравюр, созданных рукой этого монстра, можно только сложив гравюры из всех трех экземпляров. Но владельцы книг почему-то сразу после ухода Корсо погибают, а книги или пропадают или сгорают. Корсо преследует вдова человека, который продал книгу Болкану. Она настаивает, что книга принадлежит ей. Женщина пытается убить его и забрать книгу. У Болкана есть деньги и сила, у Корсо-знания и демоническая помощница с горящими зеленым огнем глазами, с которой он попадает в запутанный лабиринт, полный опасных ловушек и загадочных смертей. Корсо замечает, что теперь его преследует не только властная и жестокая женщина, но и сам Болкан, который, кажется, знает каждый его шаг. Оказывается, Болкан и вдова вовлечены в безжалостную борьбу, пытаясь стать повелителем, который контролирует врата в ад. Поклонники дьявола образовали братство и ждут появление повелителя с того времени, когда книга была отпечатана. Перед тем, кто соберет все изображения, нарисованные Люцифером, откроются девятые врата, ведущие в мир призраков, мир вечного могущества. Таинственные ключи, которые смогут открыть девятые врата и позволят Дьяволу вырваться наружу содержатся в содержании гравюр, находящихся в каждой книге…
Центральная характеристика Дина Корсо: «нет ничего более надежного в этом мире, чем человек, совесть которого продается за твердую валюту!». Складывается впечатление, что Джонни Депп постоянно курит и пьет. Мрачная атмосфера титров, когда одни за другими распахиваются восемь врат и камера скользит над полом лабиринта или подземелья, очевидно, порождение оператора Дариуса Хонджи («Семь», 1995; «Город потерянных детей», 1995; «Ускользающая красота», 1996; «Эвита», 1996; «Чужой-4», 1997; «Сновидения», 1999). Музыка Войцеха Килара напоминает о самом известном фильме в его карьере, «Дракуле» (1992) Фрэнсиса Форда Копполы. Картина повествует об амбивалентности добра и зла, об очаровании и силе порока. Роману Полански эта тема не чужда. Джонни Депп продолжает рискованную для звезды его уровня линию на воплощение образов асоциальных маргиналов, начало которой было положено еще в фильмах Тима Бартона и Джона Уотерса. Пожалуй, никто лучше него не смог бы сыграть жестокого и вместе с тем обворожительного интеллектуала, орудующего на рынке букинистических книг с хваткой человека эры первоначального накопления. Эммануэль Сенье, впервые появившаяся на экране в фильме Романа Полански «На грани безумия» (1988), теперь жена режиссера. Лена Олин и Эммануэль Сенье соревнуются в сладострастии и соблазнительности. Эротическая сцена с участием Сенье-одна из самых красивых и вместе с тем вульгарных сцен фильма, в которой эстетский эротизм Полански уже в который раз начинает граничить с дурным вкусом. Испаноязычный писатель Артуро Перес-Реверте, автор романа «Клуб Дюма», располагаясь где-то между Энн Райс («Интервью с вампиром», 1994) и Умберто Эко («Имя розы», 1985), сумел вложить в свою книгу не один, а целых два сюжета. Сюжет о поиске старинной демонологической книги, который и выбрал Роман Полански, и сюжет об установлении подлинного авторства «Трех мушкетеров». Особый интеллектуальный шик романа таился как раз в сочетании этих двух линий. Герой все время пытается свести их вместе (где был прототип д'Артаньяна, когда автора демонологической книги сожгли на костре, и не попал ли один из ее сохранившихся экземпляров в библиотеку Ришелье) и только за тридцать страниц до финала понимает, что его любовь к книгам сыграла с ним дурную шутку. Он-не в детективе, и разрозненные события его жизни не должны связываться в один-единственный сюжет. Таким образом, «Клуб Дюма» оказывается еще и романом об интеллектуальной ошибке. Жизнь самого Полански провоцирует именно этот тип ошибки. Слишком велик соблазн связать воедино снятые им фильмы с мрачными событиями его жизни-зверским убийством его жены Шарон Тэйт и бегством самого режиссера, обвиненного в сексе с несовершеннолетней, из Америки. Мол, в своих фильмах он прикоснулся к слишком многим тайнам и был за это наказан. Логику этой концепции нарушает прежде всего то, что режиссер вовсе не выглядит ни наказанным, ни напуганным. Он по-прежнему утверждает, что не боится снимать такое кино, как «Ребенок Розмари» (1968) или «Девятые врата», потому что верит в зло, а не в дьявола. Возможно, поэтому Роман Полански изменил финал. Герой книги букинист Дин Корсо выполняет свое задание и на предложение вместе с заказчиком открыть девятые врата отвечает, что ему надо, чтобы только чек подписали. В фильме к финалу неожиданно выясняется, что он только о том и мечтает, как бы самому открыть эти врата. Дин Корсо симпатичен и Пересу-Реверте, и Роману Полански. Но испанский романист считает, что просто зарабатывать деньги, беспринципно и напористо, как Корсо-круто само по себе. Прекрасная дьяволица, которую сыграла Эммануэль Сенье, любит Корсо и таким. Роман Полански же полагает, что это недостаточно круто. По-настоящему круто-стать сатанистом, обрести бессмертие. Может, дает себя знать социалистическое воспитание, может, наследие 60-х годов. Возможно, Полански просто не сидится на месте. Сначала он сбежал из Польши в США, потом-из США в Европу. Вероятно, теперь он нацелился на запредельные области. И потому фильм венчает зрелище благостного сияния, открывающегося за распахнутыми девятыми вратами. Вероятно, Роман Полански не мог противостоять соблазну показать католической церкви фигу в кармане, срифмовав «девятые врата» с эзотерически-психоделическими «вратами восприятия». Беда даже не в том, что при этом он предпочел забыть, кто ожидает за ними героя в согласии с логикой фильма и романа, а в том, что столь резкое изменение сюжета не пошло картине на пользу. В результате участившегося вмешательства сверхъестественных сил герой стал более пассивным, чем в романе, а его перерождение в финале выглядит и вовсе психологически неоправданным. Оказавшись недостаточно подготовленным всем ходом повествования, хорошо снятый и неожиданный финал разочаровывает зрителя. Что, в конце концов, заставило Корсо самому совершить магический обряд, открывающий врата к неземному свету? Это остается неясным. Но, так или иначе, два часа чистого удовольствия от отличного актерского ансамбля, музыки, съемки и напряженного сюжета-это не так уж и мало. Интересно, что двусторонние иллюстрации, которые рассматривает герой, есть продукт современной полиграфии, а никак не 500-летней давности. В те времена обратную сторону всегда оставляли пустой. Упоминается, что книга о девяти вратах была написана в 1666 году. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучший VHS-релиз. При бюджете в 38 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 58 миллионов. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа