Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

North by Northwest

«НА СЕВЕР ЧЕРЕЗ СЕВЕРО-ЗАПАД»
(North by Northwest)

США, 1959, 131 мин., «MGM»
Режиссер, сценарист и продюсер Альфред Хичкок, композитор Бернар Эррманн
В ролях Кэри Грант, Ева Мария Сэйнт, Джеймс Мейсон, Лео Кэрролл, Мартин Ландау

Нью-Йорк. Менеджера рекламного агентства Роджера Торнхилла по ошибке принимает за правительственного агента Джорджа Каплана банда шпионов под руководством Филиппа Вандамма и похищает его. Несмотря на то, что Торнхилл категорически настаивает на том, что он простой клерк, бандиты собираются убить его. Но Торнхиллу в самый последний момент удается спастись. Но полиция не верит в рассказ Торнхилла, а когда он сам начинает поиски Каплана, его подставляют в убийстве. Торнхилл бросается в бега по всей Америке, а за ним гонятся шпионы, собирающиеся убить его, а также полиция, обвиняющая его в совершении убийства. Торнхиллу во что бы то ни стало необходимо выяснить, кто такой Джордж Каплан и почему его принимают за него…
В фильме очень хотел сниматься Джеймс Стюарт, умолявший Хичкока отдать ему роль Торнхилла, но Хичкок пожаловался, что финансовый провал картины «Головокружение» (1958) продюсеры списали на то, что Стюарт выглядел слишком старым. Студия «MGM» хотела пригласить Грегори Пека, но Хичкок отстоял кандидатуру Кэри Гранта, который, по иронии судьбы, был на 4 года старше Стюарта. Идею картины о несуществующем шпионе Хичкоку подбросил журналист Отис Гернси. Он ее взял из реального случая, случившегося во время Второй мировой войны, который известен под названием «Operation Mincemeat». Британская разведка должна была отвлечь внимание итальянских и немецких войск от Сицилии, куда планировалось вторжение. Для этой цели им подставили труп человека, при котором находились бумаги, свидетельствующие о планировавшемся вторжении на Грецию и Сардинию. Про эту операция рассказывает британский фильм «Человек, которого никогда не было» (1956). Хичкоку не удалось получить разрешение на съемки внутри здания ООН, поэтому для съемок внутри ему пришлось использовать скрытую камеру, а потом выстроить аналогичные декорации на студийных площадках. В то время Хичкок планировал снимать фильм «Крушение Мэри Дир» (1959), который, в итоге, снял режиссер Майкл Андерсон. Он предложил написать сценарий к нему Эрнеста Лехмана, с которым его недавно познакомил их общий друг композитор Бернар Эррманн, но Лехман не заинтересовался этим. Тогда Хичкок, которому Лехман очень понравился, предложил ему написать сценарий к какому-нибудь другому фильму под бюджет студии «MGM», выделенный на «Крушение Мэри Дир». Правда, у Хичкока не была абсолютно никакой внятной идеи этого фильма, кроме трех вещей: человек, ошибочно принятый за другого; здание ООН и сцена преследования по лицам президентов США на горе Рашмор. Кстати, и эту сцену Хичкоку не разрешили снимать на натуре, поэтому ему снова пришлось строить декорации в студии. Эту сцену снимали очень аккуратно, чтобы никто не мог ассоциировать поведение героев, лазающих по лицам президентов США, с оскорбительным насилием или неуважением. Кстати, Хичкок хотел снять сцену, в которой Грант залезает в нос Линкольна и чихает. Но этого ему не разрешили. Еще одной студийной декорацией стал сосновый лес из ста деревьев, который выстроил режиссер на студии «MGM», так как переезд всей съемочной группы в Южную Дакоту на натуру обошелся бы еще дороже. Актриса Джесси Ройс Лэндис, играющая мать Торнхилла, всего на семь лет старше Кэри Гранта. Фразу Евы Марии Сэйнт «Я никогда не занимаюсь любовью на пустой желудок» цензура переделала на «Я никогда не обсуждаю любовь на пустой желудок». За свою роль Кэри Грант получил 450 тысяч долларов, не считая проценты от проката, плюс 315 тысяч за то, что еще более двух месяцев находился на съемочной площадке сверх срока, оговоренного в контракте. Первым выбором на роль Филиппа Вандамма был актер Юл Бриннер. Студия «MGM» хотела видеть в роли Евы Кендалл актрису Сид Чарисс, но Хичкок отстоял кандидатуру Евы Марии Сэйнт. Другой претенденткой была Софи Лорен, но у нее были контрактные обязательства перед другим проектом. Семь лет спустя Лорен снялась в похожем триллере Стэнли Донена «Арабеска» (1966), где главную мужскую роль сыграл Грегори Пек, претендовавший на роль и в этом фильме. Сцену на железнодорожном вокзале Нью-Йорка наблюдало множество любопытных, среди которых были будущие режиссеры Джордж Ромеро и Ларри Коэн. Это единственный фильм режиссера, снятый на студии «MGM». Однажды Мартин Ландау заметил на съемочной площадке, как Хичкок что-то объясняет Кэри Гранту, Джеймсу Мейсону и Еве Марии Сэйнт, и спросил его, о чем шла речь. Хичкок ответил, что если он не разговаривает с актерами, значит, они все делают правильно, а когда разговаривает-значит они что-то делают не так. Альфред Хичкок лично выбрал платья и костюмы для Евы Марии Сэйнт, так как был недоволен теми, что ей сшили на студии. На роль Роджера Торнхилла также планировался Уилльям Холден, но роль ему предложена так и не была. Кэри Грант не хотел сниматься в этой роли, так как в свои 55 лет был значительно старше своего персонажа по сюжету. На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне картина получила Гран-при. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий, художественное оформление и монтаж. В 1995 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 4 миллиона долларов картина только в прокате США собрала 13, 3 миллиона и еще 7 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа