Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Nutty Professor

«ЧОКНУТЫЙ ПРОФЕССОР»
(The Nutty Professor)

США, 1963, 107 мин., «Paramount»
Режиссер и сценарист Джерри Льюис по Роберту Льюису Стивенсону, композитор Уолтер Шарф
В ролях Джерри Льюис, Стелла Стивенс, Нед Флори, Кэтлин Фриман, Норман Алден

Профессор Джулиус Келп, преподаватель химии в колледже, имеет очень некрасивую внешность. У него кривые зубы, близорукие глаза и писклявый голос. Его химические эксперименты часто заканчиваются сильными взрывами, которые разрушают здание, где он работает. Студенты поднимают шум на его лекциях. Один из них запирает профессора Келпа в стенном шкафу, откуда его вызволяет веселая и очаровательная Стелла Парди. Профессор Келп унижен и оскорблен. Чтобы стать более сильным, он отправляется в гимнастический зал «подкачать» мускулы. Это не приносит никаких результатов. Тогда он использует свои познания в химии, чтобы сделать микстуру, которая превращала бы его в человека, которым восхищался бы весь мир. Он становится Бадди Лавом (love-любовь), плейбоем с восхитительным голосом, уверенным в себе, властным и самовлюбленным. Профессор Келп отправляется в кафе для студентов. Он приглашает Стеллу танцевать, а потом поет, аккомпанируя себе на пианино. В машине Бадди Лав объясняется Стелле в любви, но его голос внезапно выдает в нем Келпа, и он предпочитает убежать. Профессор Келп вспоминает свое детство и родителей: мать-мегера постоянно унижала его отца. Еще мальчиком Келп грустно восклицал: «Мой бедный папа!». Профессор Келп принимает еще одну дозу микстуры и снова появляется в обличии Бадди Лава перед Стеллой. Но его голос снова выдает Келпа, и ему не остается ничего другого, как исчезнуть. На празднике в колледже Бадди Лав становится главной звездой вечера. За несколько минут он покоряет ненавистного ему директора и манипулирует им как ребенком. Когда профессор Келп хочет выпить новую дозу микстуры, действие которой все короче и короче, он замечает, что сорока уносит бумажку, но которой записана магическая формула. Он вынужден во всем признаться своим родителям. Во время своего выступления перед студентами, столпившимися перед подиумом, Бадди Лав превращается в профессора Келпа. Тогда он рассказывает о своих экспериментах. Келп говорит: «Принимайте себя такими, какие вы есть. Если вы не цените себя сами, как же могут вас ценить другие?». Стелла собирается выйти за него замуж. Родители Келпа продают ученикам флаконы с драгоценным эликсиром, тоником Келпа. Благодаря ему, отец Келпа возвращает свое влияние на мать. В тайне от всех предусмотрительная Стелла кладет две бутылочки в свой карман…
Четвертый фильм Джерри Льюиса в качестве режиссера (он сам написал к нему семь вариантов сценария). Гениальная идея на тему Джекилла и Хайда, покоящаяся на том, чтобы воплотить злобность Хайда в отвратительно самовлюбленном эстрадном певце-плейбое, то есть наоборот, по сравнению с предыдущими версиями, за исключением фильма «Два лица доктора Джекилла» (1960) Теренса Фишера. Очевидно, что Льюис воплотил в личности Бадди Лава своего бывшего партнера Дина Мартина («Рио Браво», 1959; «Бандолеро», 1968; «Аэропорт», 1970; «Гонки пушечное ядро», 1980). Но если смотреть более цельно, то Льюис заклеймил пороки и изъяны, присущие американскому шоу-бизнесу и всему американскому обществу в целом. К несчастью, повторяющиеся ходы, слишком редкие «гэги», посредственные второстепенные роли и претенциозность персонажа, сыгранного Стеллой Стивенс («Молчащие», 1966; «Безумная комната», 1969; «Город под названием Ад», 1971; «Приключения Посейдона», 1972; «Резня», 1972; «Поцелуй меня, убей меня», 1976; «Никельдеон», 1976; «Мистер Смерть», 1977; «Круиз в ужас», 1978; «Маниту», 1978; «Монстр в туалете», 1986; «Ужас внутри-2», 1990; «Химия тела 3-4», 1994-95), ослабляют и обедняют рассказ. Хотя Джерри Льюис контролировал каждый сантиметр постановки, особенно главное направление сюжета и движения камеры, хотя первое перевоплощение является блестящим эпизодом, следует признать фильм не очень удачным. В 2004 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа