Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ЧУДОТВОРНАЯ ДЕВА»
(Panna Zazracnica)

Чехословакия, 1967, 97 мин., ч/б, «Ceskoslovensky film Bratislava/Studio Hranych Filmov Bratislava»
Режиссер Штефан Угер, сценарист Доминик Татарка, композитор Илья Зеленка
В ролях Иоланта Умечка, Ладислав Мрквичка, Отакар Янда

Молодая женщина впервые появляется на оживленной железнодорожной станции, где дальний родственник едва может дождаться встречи с ней. Но он не знает, как она выглядит, и после того, как несколько раз назвал ее имя, Анабелла, в конце концов, вручает большой букет совершенно незнакомому человеку. Хотя это не сразу ясно, прямо здесь есть тонкий сдвиг, который мягко сливает два совершенно разных мира-тусклую и мрачную реальность относительного и какое-то очень текучее чужое место, которое Анабелла оставила позади. Когда Анабелла въезжает в город, группа талантливых художников начинает ощущать ее присутствие. Это ощущение быстро становится настолько ошеломляющим, что они изо всех сил стараются сосредоточиться на своей работе и быстро отказываются от нее. Однако вместо того, чтобы чувствовать разочарование от Блока, они обнаруживают новую страсть к жизни, которая выравнивает границы их воображения и предоставляет их уму бесконечные творческие возможности. Вскоре после этого Тристан, молодой чешский художник, использует большое зеркало на своей стене, чтобы войти в место мечты, которое в течение многих лет он подозревал, что это реально, и начинает искать Анабеллу. Другой художник также переходит в место своей мечты, но после того, как он выясняет, как использовать крошечное тело говорящего ворона. Даже стареющий психоаналитик вырывается из репрессивной клетки, в которой он провел большую часть своей жизни, и когда Анабелла, в конце концов, появляется перед ним, его разум осмеливается мечтать о невозможном. Но крошечные трещины, которые делают возможным бегство в тех частях города, где побывала Анабель, начинают закрываться, и невидимая сила медленно восстанавливает старый и знакомый порядок вещей. Сначала большинство людей, которые воспользовались ими, не беспокоятся о «ремонте», но затем некоторые понимают, что они на самом деле постоянны…
Сюрреалистический словацкий фильм из Новой волны эпохи холодной войны, который довольно загадочен, вычурен и сложен, но, похоже, посвящен искусству, как столкновению творческого, страстного вдохновения и более практичных и холодных забот. Анабелла-это женщина, которая мгновенно становится источником одержимости среди местных мужчин и художников. Каждый из них ждет от нее исполнения своих фантазий, одобрения и вдохновения своего искусства и так далее, в то время как она просто хочет, чтобы ее официальные документы были приведены в порядок. Она безумно соблазнительна, кокетлива, но также безразлична к их страстным или похотливым движениям. Сюрреализм течет вместе с фильмом с гладкой техникой и удивительно мимолетной странностью, делая весь опыт постоянно галлюцинаторным. В ее комнате появляется Лев, но она просто играет с ним, есть телефон-дерево, война парит на заднем плане, как будто она принадлежит к другому миру, есть люстра в подземном бункере, пернатая рука, ворона, волшебное зеркало. Человек коммерциализирует свое искусство, чтобы сделать «посмертные маски» за определенную цену, угрожает вставить волосы в нос статуи и хочет использовать свой талант, чтобы помочь Анабелле. Женщина падает в канализацию в абсурдном символизме, а старуха хочет утопить свою кошку из доброты, что приводит к морально провокационной медитации. В целом, вызывающе сюрреалистичный и поэтический фильм, но не совсем удовлетворяющий и связный в своих темах.
Эта малоизвестная жемчужина словацкого режиссера Штефана Угера захватывает ум почти так же, как классический романтический триллер Алена Ресне «В прошлом году в Мариенбаде». Он просто выбирает другую, большую игровую площадку-возрождающийся город в коммунистической Чехословакии-и начинает сгибать реальность с большей гибкостью. Все повествование строится на описанном выше слиянии, которое тщательно используется для создания многочисленных тонких и не очень тонких контрастов, улавливающих суть существования в коммунистическом государстве. Поэтому после разочарования, которое испытывают художники, их жизнь становится настолько сюрреалистичной, что у них не остается другого выбора, кроме как постоянно искать счастье в воображаемом месте. Ирония всего этого заключается в том, что как только Анабелла начинает свое путешествие по городу, становится совершенно ясно, что те, кому не посчастливилось обнаружить трещины и уловки, которые позволили бы им перейти на другую сторону, уже находятся в столь же странном месте, где они, как ожидается, поселятся для другого фальшивого типа счастья. Элегантная и часто поразительно оригинальная кинематография Станислава Шомолани-еще одно эффективное напоминание о том, что талант и видение всегда намного важнее больших бюджетов и причудливого оборудования. Действительно, учитывая ограничительные условия, в которых фильм, несомненно, был задуман, и его впечатляющие производственные качества, не будет преувеличением описать конечный результат как триумф словацкого кино.
Из журнала «Искусство кино». Братиславский журнал «Фильм а днвадло» почти апологетичен в дискуссии о произведении своего земляка Штефана Угера: «исключительное произведение-исключительное потому, что без оглядки на царящие в кино стили-отечественные и зарубежные-показывает то, в чем наша специфика, то, чем словацкая кинематография явственно отличается от других: а это прежде всего иное ощущение жизни». Пражская пресса отнеслась к фильму сурово, почти единогласный приговор определил картину как «честное поражение», «поражение не сержанта, но стратега, спланировавшего крупную и значительную операцию, в которой обнаружились конкретные тактические просчеты». В «Чудотворной деве» как бы сконденсирована вся послевоенная история словацкой культуры: роман, по которому создавался фильм, вышел в свет в 1945 году. Временное расстояние между обеими версиями «Чудотворной девы» более двадцати лет. Эти годы наложили свой отпечаток на кинематографический вариант истории о девушке Анабелле, которую война сделала несчастной и вынудила скитаться, девушке, которая для группы художников становится воплощением Девы из «круга Зодиака». Для романа, который Доминик Татарка вынашивал в последние годы существования марионеточного Словацкого государства, важен был поиск органичности человеческого существования, которую не могла дать «клерикальная республика». Фильм отказывается от напряженной атмосферы поиска, в нем доминирует ироническая интонация.