Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Patton

«ПАТТОН»
(Patton)

США, 1970, 172 мин., «20th Century Fox»
Режиссер Франклин Шаффнер, сценарист Фрэнсис Форд Коппола, композитор Джерри Голдсмит
В ролях Джордж Скотт, Стивен Янг, Карл Малден, Майкл Стронг

История жизни знаменитого американского генерала Джорджа Паттона (1885-1945). Во время Второй мировой войны Паттон был абсолютно непопулярен в своих войсках. Однако все солдаты предпочитали служить именно у него, так как, по их собственному признанию, командование Паттоном было наилучшим шансом вернуться домой живыми. Паттон прославился своей жестокостью по отношению к противнику. Кровожадные речи Паттона привели к тому, что ему в вину было поставлено возбуждение ненависти по национальному признаку. 9 декабря 1945 года за день до своего возвращения в США Патон, направляясь на охоту, попадает в тяжелую автокатастрофу в предместьях Мангейма и, в результате полученных травм, умирает…
Продюсер Фрэнк Маккарти был отставным бригадным генералом, принимавшим участие во Второй мировой войне. Чтобы снять фильм про Джорджа Паттона, он потратил двадцать лет своей жизни. Главную роль отклонили актеры Роберт Митчум, Берт Ланкастер, Род Стайгер (впоследствии Стайгер признал, что это было его большой ошибкой) и Ли Марвин. А вот Джон Уэйн, наоборот, очень хотел получить эту роль, но был отвергнут продюсерами. Режиссерское кресло отклонили Джон Хьюстон, Генри Хэтуэй и Фред Циннеманн. Уилльям Уайлер согласился снять картину, но разошелся во мнениях по поводу сценария с Джорджем Скоттом и покинул проект. Почти половина бюджета всего фильма ушла на гонорары солдатам и аренду вооружения у испанских вооруженных сил. Начальная речь Паттона (снятая самой последней) первоначально должна была звучать в начале второй половины картины. Многие цитаты из этой речи были действительно произнесены Паттоном, правда, в разное время. Кстати, Скотт не хотел снимать эту сцену напротив огромного американского флага, считая, что его дальнейшая игра не выдержит с ней сравнения. В результате режиссер просто обманул Скотта, сказав ему, что она будет открывать вторую часть фильма, а поставил все равно, как и планировалось, в начало. Некоторые документальные фрагменты сражений, вошедшие в фильм, были сняты будущим трэш-режиссером Рассом Мейером («Аморальный мистер Тис», 1959; «Быстрее, киска! Убей! Убей!», 1965; «В долине кукол», 1970), который был оператором в американской армии во время войны! Написавшие сценарий Фрэнсис Форд Коппола (он сделал это еще в 1966 году) и Эдмунд Норт никогда не встречались друг с другом до момента получения «Оскара» за лучший сценарий. Однажды съемки картины были отложены, так как Джорджу Скотту (уже находившемуся в полном обмундировании и гриме) приспичило сыграть в настольный теннис с чемпионом мира, зашедшим на съемочную площадку. Скотт не хотел бросать игру, пока не выиграет хотя бы один сет: в итоге они играли почти всю ночь. Джордж Скотт чувствовал, что не полностью вжился в характер своего персонажа, за что однажды извинился перед Франклином Шаффнером на съемочной площадке. Картина начинается без заставки студии «20th Century Fox», поэтому владельцы кинотеатров, расположенных на территории военных баз в США рассказывали, что солдаты, пришедшие посмотреть фильм, часто вставали по первой звучащей в фильме фразе «Ten-hut!», принимая ее за настоящий приказ. В действительности, когда Паттон ударил раненого солдата (самый знаменитый инцидент в его карьере), до этого он не спал более двух суток. Пару часов отдохнув, Паттон вернулся в госпиталь и извинился перед ним. Интересно, что когда в фильме упоминается, что Паттон «старый атлет», это соответствует действительности. Паттон представлял США на Олимпийских играх 1912 года в пятиборье (кросс, стрельба из пистолета, фехтование, плавание, конкур), где в общем зачете из 32 спортсменов занял пятое место (причем в кроссе был третьим). Это был один из самых любимых фильмов президента США Ричарда Никсона, который часто смотрел его в Белом доме перед принятием важных военных решений о вторжении американских войск во Вьетнам и Камбоджу. В 1971 году картина вышла в прокат вместе с другой картиной про войну (правда, снятую в абсолютно другом ключе) «MASH» (1970). Обе картины были сняты студией «20th Century Fox» и обе номинировались на «Оскар» как лучшие фильмы года. Картина получила «Оскар» за лучший сценарий (сценарист Фрэнсис Форд Коппола не присутствовал на церемонии), звук, художественное оформление, режиссуру (за отсутствовавшего Франклина Шаффнера статуэтку получил актер Карл Малден) и актера (Скотт), а номинировалась за лучшую операторскую работу, спецэффекты и музыку. Джордж Скотт отказался получать свою награду, так как чувствовал себя, сыграв национального героя, априори вне конкуренции среди остальных номинантов. На церемонии вместо него статуэтку получил продюсер фильма Фрэнк Маккарти, но на следующий день вернул ее в академию по настоянию Скотта. Английская киноакадемия номинировала фильм на свой приз «BAFTA» за лучший звук и актера (Скотт). Также Джордж Скотт получил «Золотой глобус» как лучший актер, а фильм номинировался за лучшую режиссуру и как лучший фильм года. В 2003 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 12 миллионов долларов картина в прокате США собрала 62 миллиона и еще 28 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа