Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Phantom of the Opera

«ПРИЗРАК ОПЕРЫ»
(The Phantom of the Opera)

Великобритания-США, 2004, 143 мин., «Odyssey Entertainment/Warner»
Режиссер Джоэл Шумахер по Гастону Леру, композитор Эндрю Ллойд Уэббер
В ролях Эмми Россум, Жерар Батлер, Патрик Уилсон, Миранда Ричардсон, Мини Драйвер

Парижский оперный театр закрывается и устраивает аукцион, чтобы выручить немного денег за костюмы и декорации. Один из самых необычных предметов, обезьянку, одетую в восточный наряд, покупает джентльмен в инвалидной коляске. Следующим экспонатом становится великолепная люстра, которая упала с потолка, но была восстановлена. Когда блеск и красота люстры ослепляют всех участников аукциона, мы переносимся в 1870 год…Главной примой Парижской оперы является капризная дама Карлотта. Но она срывает премьеру нового сезона и отказывается петь. Карлотта ссылается на мифического Призрака, который терроризирует ее и хочет, чтобы она ушла из оперы. Шокированные владельцы оперы решают доверить главную вокальную партию молоденькой девушке Кристине, которая раньше пела только в хоре и брала уроки у таинственного преподавателя. Премьерное выступление Кристины проходит грандиозно. На сцене ее узнает бывший друг детства Кристины по имени Рауль. Увидев, кем стала бедная девочка, он хочет вновь начать ухаживать за ней. Но, узнав об этом, свою личность перед Кристиной раскрывает ее преданный преподаватель и давний покровитель…
И Жерару Батлеру и Патрику Уилсону невероятно не понравилось сниматься в водных сценах. Сцену песни «All I Ask of You» снимали в течение множества дублей, которые предусматривали поцелуй между Эмми Россум и Патриком Уилсоном. В результате Россум между дублями обкладывала губы льдом, чтобы они не распухали. Все исполнители главных ролей поют в фильме сами, ибо имеют опыт работы в мюзиклах или операх, за исключением Минни Драйвер, которая, хотя и имеет опыт профессионального пения, не сильна именно в оперном пении. Проект должен был быть запущен в 1990 году с Майклом Кроуфордом и Сарой Брайтман в главных ролях, которые они исполняли и на оперной сцене. Но незадолго до начала съемок Эндрю Ллойд Уэббер развелся с Брайтман, и проект был положен на полку. Джон Траволта, Мит Лоаф, Кевин Спейси и Антонио Бандерас планировались на роль Призрака, а Бандерас еще и потратил несколько лет на уроки оперного пения. В результате он спел эту роль в постановке королевского Альберт-Холла. На Бродвее пьеса Эндрю Ллойда Уэббера стартовала 26 января 1988 года и выдержала 9125 представлений, став самой жизнестойкой пьесой в истории Бродвея. На роль Кристины проходила пробы Кира Найтли. Сам Эндрю Ллойд Уэббер всегда хотел видеть в режиссерском кресле именно Джоэла Шумахера, впечатленный использованием им музыки в картине «Заблудшие ребята» (1987). Грим Жерару Батлеру наносили в течение четырех часов. Финальная сцена в логове Призрака заняла ровно неделю съемок. В сценической постановке люстра падает в конце первого акта, но здесь ее решили перенести в конец фильма. Она была 5 метров в высоту, 4 метра в ширину, весила 2, 2 тонны, стоила 1, 3 миллиона долларов, содержала 20 тысяч драгоценных камней фирмы «Swarovski», создана за четыре месяца компанией «Tisserant» в Париже и устанавливалась на студии в течение 5 дней. В зале в этот момент находились только каскадеры и статисты. Всего было создано для фильма три люстры, одна из которых была электрифицирована для начальной сцены. Роль Кристины практически ушла Кэти Холмс, но Шумахер отверг ее кандидатуру, как слишком старую. Для сооружения декораций в фильме использовались те же скульпторы, декораторы и художники, которые работали над оригинальной лондонской сценической постановкой. Ни Батлер, ни Россум не видели театральной постановки до того, как были утверждены на роли. Эндрю Ллойд Уэббер написал 15 минут новой музыки именно для фильма. Оркестр, исполнявший музыку к фильму, насчитывал 105 музыкантов. Призрак произносит всего 14 фраз, а остальной свой текст поет. Для проб актеров были построены декорации оперы и розданы реальные костюмы и платья. Первым из трех главных актеров роль получил Патрик Уилсон (Рауль), и лишь за ним были утверждены Батлер и Россум. Сцена пожара в театре была реальной, ибо Шумахер настаивал на полном реализме, в результате чего спалили настоящий театр ради одной сцены. Сценарий фильма написали сами Шумахер и Эндрю Ллойд Уэббер в 1989 году на юге Франции. Мать Эмми Россум не хотела, чтобы дочь соглашалась на роль, ибо пропустила бы их семейную встречу. Шумахер убедил Россум покинуть вечеринку пораньше, чтобы спеть специально для Эндрю Ллойда Уэббера. Эффект со светящимися люстрами, появляющимися из воды, был не спецэффектом или создан на компьютере. Все было реальным, сцена была снята в первого дубля, ибо все попытки снять еще несколько дублей успехом не увенчались. Патрик Уилсон все свои трюки исполнил самостоятельно. Манекен Кристины в убежище Призрака был не куклой: это была настоящая Эмми Россум в восковом гриме. Маска Жерара Батлера была продана на интернет-аукционе eBay за 6, 5 тысяч фунтов стерлингов. Единственное требование к актерам у Эндрю Ллойда Уэббера было именно самостоятельное пение, а не их известность или популярность. На пурпурный наряд Карлотты ушло 27 метров шелка. Кстати, на момент съемок Эмми Россум было всего 16 лет. Свою пьесу Эндрю Ллойд Уэббер написал на основе успешного одноименного мюзикла Кена Хилла 1976 года. Одним из первых претендентов на роль Призрака в конце 80-х годов был Майкл Джексон, которому очень понравилась театральная постановка Эндрю Ллойда Уэббера, но тот посчитал, что ее слишком рано трансформировать в полнометражный фильм. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление, операторскую работу и песню «Learn To Be Lonely». Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила Эмми Россум свой приз «Сатурн» как лучшей молодой актрисе, а картину номинировала за лучшие костюмы и как лучший фильм года. Также фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую актрису (Россум), песню «Learn To Be Lonely» и как лучший фильм года. При бюджете в 60 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 150 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа