Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Philadelphia

«ФИЛАДЕЛЬФИЯ»
(Philadelphia)

США, 1993, 125 мин., «Clinica Estetico/TriStar Pictures»
Режиссер и сценарист Джонатан Демме, композитор Ховард Шор
В ролях Том Хэнкс, Мэри Стинбюрген, Дензел Вашингтон, Джейсон Робардс, Антонио Бандерас

Адвоката Эндрю Беккета увольняют из престижной юридической фирмы за допущенные промахи. Но действительная причина увольнения лежит совсем в другой плоскости. Дело в том, что в фирме узнали, что Беккет-зараженный СПИДом гомосексуалист, и сотрудники опасаются, что могут заразиться от него. Беккет пытается разными путями добиться справедливости, но везде сталкивается с вежливым, но твердым отказом. Отчаявшийся Беккет решает подать на свою бывшую фирму в суд, обвинив ее в незаконном увольнении по причинам, не связанными с его профессиональными качествами. Представлять интересы Беккета в суде берется чернокожий адвокат Джо Миллер…
Картина поставлена на основе реальных событий, случившихся с Джеффри Боуэрсом в 1987 году, когда его уволили из крупнейшей в мире юридической фирмы «Baker and McKenzie» (сам Боуэрс вскоре умер от СПИДа). Для своей роли Том Хэнкс похудел на 12 килограммов. Дензелу Вашингтону, наоборот, было дано указание поправиться. К ярости Хэнкса, страдающего от голода, Вашингтон часто специально напротив него ел шоколадные батончики. Фильм снят в хронологическом порядке, что редкость для высокобюджетных фильмов. Интересно, что для съемок фильма власти города разрешили использовать настоящий зал для судебных заседаний, так что это не декорации. Имеются статистические данные, что из 53 геев, снявшихся в этом фильме, 43 на следующий год умерли от СПИДа! Сцену в опере режиссер решил записать вместе со звуком, чтобы Хэнкс лучше прочувствовал ее. Обычно музыку накладывают во время послесъемочного периода. Роль Эндрю Беккета была предложена Майклу Китону, Энди Гарсия и Даниэлю Дей-Льюису. Джонатан Демме очень хотел этим фильмом привлечь внимание к проблеме СПИДа и посчитал, что Брюс Спрингстин (чья песня звучит в картине и который в реальной жизни был другом Тома Хэнкса) может стать тем рупором, который поможет это сделать. Расчет режиссера оправдался: люди, ранее не знакомые с опасностью СПИДа после просмотра картины стали значительно аккуратнее относиться к угрозе заражения этой болезнью. Первоначально Демме хотел пригласить на роль Джо Миллера комедийного актера, который был бы противовесом серьезному Хэнксу, поэтому рассматривал кандидатуры Робина Уилльямса и Билла Мюррея. Но когда заинтересованность в роли проявил Дензел Вашингтон, режиссер без раздумья отдал роль ему, ибо последние несколько лет очень хотел поработать с ним. Хотя первоначально предполагалось, что Миллер будет итальянским американцем. Роль Мигеля отклонил актер Джон Легуизамо («Месть», 1990; «Крепкий орешек-2», 1990; «Братья Супермарио», 1993). Интересно, что в роли Боба Сейдмана режиссер хотел видеть только актера Рона Воутера («Секс, ложь и видео», 1989; «Молчание ягнят», 1990), который уже тогда был болен СПИДом (он умер на следующий год в 45-летнем возрасте). Но страховые компании отказывались страховать его, ибо Воутер мог умереть во время съемок. Противостояние, которое явилось словно отголоском сюжета самого фильма, закончилось в пользу режиссера. Картина получила «Оскар» за лучший сценарий, песню Брюса Спрингстина «Улицы Филадельфии», песню Нила Янга «Филадельфия» и актера (Хэнкс). Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучший сценарий. На Берлинском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого медведя», а Том Хэнкс был признан лучшим актером. Также картина получила «Золотой глобус» за лучшую песню Брюса Спрингстина и актера (Хэнкс), а номинировалась за лучший сценарий. За свою песню Спрингстин также был удостоен музыкальной премии «Грэмми». При бюджете 26 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 207 миллионов и еще 37 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа