Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Planet Of The Apes

«ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН»
(Planet Of The Apes)

США, 1968, 115 мин., «20th Century Fox»
Режиссер Франклин Шаффнер, композитор Джерри Голдсмит
В ролях Чарльтон Хестон, Родди Макдоуэлл, Ким Хантер, Линда Харрисон, Морис Эванс, Джеймс Уитмор, Джеймс Дали

В 3900 году космический корабль с четырьмя находящимися в анабиозе космонавтами на борту приземляется на неизвестной планете, находящейся, если верить показаниям счетчика, на расстоянии в 300 световых лет от Земли. Трое членов экипажа, выживших во время полета, атакованы гориллами, которые господствуют на этой планете. Здесь также обитает племя примитивных молчащих человекообразных обезьян, которых гориллы считают за низшие существа. Они могут безнаказанно убивать их или сажать в тюрьму. Одного из космонавтов убивают, другого оглушают и бросают в темницу, а третий попадает к паре ученых-шимпанзе, которые заинтересовываются им. Обезьяны считают представителей человеческой расы за заразную чуму. Раненый в горло и поэтому молчащий астронавт Джордж Тейлор заинтересовывает Зиру, обезьяньего специалиста по людям, и Корнелиуса, ее мужа, примата-археолога. Они увлечены идеей происхождения обезьяны от человека, низшего существа и хотят найти общие корни происхождения. Доктор Заиус, сторонник более радикальных мер, хочет взять на исследование мозг Тейлора. Но тому удается убежать вместе со своей подружкой-обезьяной Новой. Они пробираются в запретную зону, где Тейлор обнаруживает, что находится на Земле, разрушенной атомным взрывом две тысячи лет назад. Он пытается доказать обезьянам, что ранее на этой планете существовала человеческая цивилизация. Это открытие рассматривается гориллами как еретическое, и двух ученых привлекают к суду. Космонавту, в конце концов, удается убежать от горилл…
Работа Франклина Шаффнера трудна для понимания. Его амбициозные проекты («Повелитель войны», 1965 и «Паттон», 1970) часто заканчивались разочарованием, будто энергия, накапливавшаяся в Шаффнере во время подготовки, растрачивалась уже буквально в первый день съемок. Совсем другой случай с «Планетой обезьян». Этот проект ему не предназначался, и он взялся за него после отказа некоторых других режиссеров (Джона Ли Томпсона, Блейка Эдвардса). Фильм хотя и зрелищный, но достаточно несуразный. В творчестве Шаффнера, конечно, есть работы и более значительные. Следует отметить замечательный грим Джона Чамберса, отмеченный «Оскаром». Так как этой категории не существовало вплоть до 1981 года, академики дали Чамберсу специальный «Оскар», который вручали ему актер Уолтер Маттеу и шимпанзе в смокинге. Также фильм номинировался на «Оскар» за лучшие костюмы и музыку. В 2001 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. В данном фильме смешались различные течения: большой коммерческий спектакль, непривычно тревожный научно-фантастический рассказ, пацифистская и антирелигиозная притча, сатира на человеческую гордость, заложенную с радикального ниспровержения иерархии «человек-обезьяна». В сценарии был сделан акцент на последний аспект, и в этом есть заслуга сценариста Рода Серлинга, который использовал мотивы нескольких эпизодов телевизионного сериала «Полночная зона» (1959-60), в котором Серлинг был постоянным сценаристом. Но Шаффнер предпочел не отдавать приоритета ни одному из направлений, и, может быть, именно его выжидательная позиция, не помешав фильму стать зрелищным, позволила добиться огромного коммерческого успеха. Замечательные неземные природные пейзажи снимались в национальных парках Юты и Аризоны. Картина поставлена по роману Пьера Булля («Мост через реку Квай», 1957), у которого продюсеры фильма выкупили право на экранизацию еще до публикации. Линда Харрисон, играющая Нову, в то время была подругой исполнительного продюсера компании «20th Century Fox» Ричарда Занука. Поэтому она получила роль очень легко. Аналогично поступил продюсер картины Артур Якобс, дав большую роль в четырех картинах саги своей супруге Натали Транди («Идет как дракон», 1960; «Гекльберри Финн», 1974). Интересно, что больше она практически не снималась. На роль доктора Заиуса пробовался актер Эдвард Робинсон. Он даже снялся в пробных сценах с Чарльтоном Хестоном. Но у Робинсона было очень слабое сердце, поэтому он решил, что выдержать напряженный график съемок в гриме гориллы будет весьма затруднительным делом. Он все равно сыграл вместе с Чарльтоном Хестоном в картинах «Десять заповедей» (1956) и «Соевая зелень» (1973). Интересно, что во время перерывов меду съемками актеры группировались по видам обезьян, в гриме которых они находились: орангутанги с орангутангами, гориллы с гориллами, шимпанзе с шимпанзе. Питались эти актеры жидкой пищей через трубочку, так как снимать и наносить грим снова было слишком долгим занятием. В романе писателя обезьяны жили в обществе, соотносимым с 50-60-ми годами двадцатого века (автомобили, города, телевидение), но продюсеры переместили обезьян в первобытный мир по финансовым соображениям, иначе они не потянули бы бюджет. Деревню обезьян построили по чертежам знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди. Картина держит мировой рекорд по количеству денег, выделенных из бюджета на грим: на него потрачено 17% от всего бюджета (почти 1 миллион долларов). В работе над фильмом принимало участие 80 гримеров. Обезьяны появляются на экране спустя полчаса после начала фильма. Актер Родди Макдоуэлл иногда ради шутки возвращался домой в гриме обезьяны, шокируя водителей соседних автомобилей. Роль Зиры отклонила Ингрид Бергман, о чем впоследствии очень сожалела. Вторым кандидатом на главную роль после Чарльтона Хестона был Марлон Брандо. Последовало четыре продолжения, которые, правда, с каждым разом становились все более поверхностными и менее зрелищными. При бюджете в 5, 8 миллионов долларов картина в прокате США собрала 32, 6 миллиона и еще 15 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа