Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Platoon

«ВЗВОД»
(Platoon)

США-Великобритания, 1986, 120 мин., «Orion»
Режиссер и сценарист Оливер Стоун, композитор Жорж Делерю
В ролях Кейт Давид, Форест Уайтекер, Уиллем Дэфоу, Джонни Депп, Том Беренджер, Чарли Шин, Тони Тодд

Конец шестидесятых годов прошлого века. США ведет войну во Вьетнаме. Молодой наивный человек Крис Тейлор бросает колледж и отправляется добровольцем воевать. Прибыв на места сражений, Крис сразу понимает, что его присутствие ничего не изменит в вялотекущей войне. Он попадает во взвод, которым командуют сержанты Барнс и Элиас, представляющие из себя полные противоположности. Их личности выходят на первый план, когда во время одного из рейдов в мирной вьетнамской деревушке совершается массовое убийство мирных жителей. Крис должен решить, кто ближе ему в этой безжалостной войне: жестокий Барнс или гуманный Элиас…
Культовый фильм для США. Роль Криса первоначально была предложена молодым Кеану Ривзу и Кайлу Маклахлану, но они отказались. Также на роль Криса режиссер рассматривал кандидатуру никому не известного Джонни Деппа, но он оказался слишком юным. Оливер Стоун уже тогда пророчил Деппу славную карьеру и хотел быть одним из первых, кто представит его Голливуду. Чарли Шин также в своей время не смог получить эту роль, так как оказался слишком молодым. Роль была отдана его старшему брату Эмилио Эстевесу, но когда проект на два года был положен на полку, Эмилио подписался на съемки в других фильмах. В результате роль Криса ушла-таки Чарли Шину. Роль сержанта Барнса первоначально была предложена Кевину Костнеру. Голос за кадром принадлежит Чарли Шину, как отголосок другой картины про войну во Вьетнаме «Апокалипсис сегодня» (1979), где голос за кадром принадлежал его отцу Мартину Шину. Все актеры до начала съемок прошли двухнедельный военный лагерь на Филиппинах. Их постригли как настоящих солдат, кормили армейской пищей, не давали мыться, они спали в джунглях и даже несли ночную вахту. Для картины сделали специальные пачки сигарет марки «Marlboro», ибо они были более красные на момент действия фильма в 60-х годах прошлого века. В конце фильма режиссер решил для усиления реализма использовать настоящие ручные гранаты. До начала съемок сцены, где половина взвода сержанта Элиаса курит марихуану, актеры действительно выкурили по сигарете с анашой. Но пока съемки начались, эффект наркотического опьянения уже прошел, и все актеры чувствовали себя ужасно. Финальное сражение основано на реальной битве, свидетелем которой был технический консультант картины Дейл Дай, бывший военным корреспондентом во время войны во Вьетнаме. Кстати, в начале фильма в мешке для трупов, который скидывают с грузовика, находился сам Дейл Дай. Некоторые актеры написали на своих шлемах надписи. Чарли Шин написал: «Когда я умру, похороните меня животом вниз, чтобы мир мог поцеловать мою задницу». Джонни Депп просто написал «Шерилин» в честь актрисы Шерилин Фенн, с которой он в то время встречался. Во многих военных училищах США персонаж лейтенанта Вольфа в исполнении актера Марка Мозеса использовался как пример неподобающего поведения младшего офицера. Картина поставлена по сценарию самого Оливера Стоуна, основанного на его личном опыте пребывания во Вьетнаме. Он был написан еще в семидесятых годах прошлого века, но многие студии не хотели за него браться, пока ему не дали зеленый свет в начале 1986 года. Ближе к концу фильма после сражения Ра в исполнении Франческо Куинна что-то нервно и скрытно вынимает из нагрудного кармана погибшего солдата. Это героин, который солдаты носили с собой как сильное обезболивающее средство. Во время съемок на вертолете актер Кейт Давид спас жизнь Чарли Шину, который от сильной тряски слетел со своего места и покатился к открытой двери. Грим шрама Тома Беренджера наносили ему в течение трех часов каждый день (к концу съемок, чтобы уложиться в сроки и заканчивающийся бюджет, грим успевали кое-как накладывать за 30 минут). Съемочная группа прибыла на Филиппины как раз в начале военных действий против правительства Фердинанда Маркоса. Уиллем Дэфоу рассказывал, что в течение пары дней по улицам Манилы грохотали колонны настоящих танков. Фильм снимался в хронологической последовательности: после того, как их персонажей убивали, актеры возвращались домой. Поэтому эмоции Чарли Шина в сцене на вертолете были настоящими: актер был очень рад, что, наконец, вернется в США (позднее Шин рассказывал, что поцеловал землю, спустившись с трапа самолета в аэропорту США). Однажды Уиллем Дэфоу, страдая сильной жаждой, решил попить из реки, не зная, что выше по течению лежит мертвая свинья. В результате следующие сутки актер провел в постели. Для съемок в этом фильме 22-летний Джонни Депп впервые покинул США. Во время начальных титров Форест Уайтекер падает и катится с горы: это было случайностью, а не прописано в сценарии. До начала съемок Том Беренджер потерял почти 13 килограммов, а съемки начались на следующий день после окончания 2-недельного военного лагеря: режиссер не хотел, чтобы актеры вновь набрали вес. Картина запрещена во Вьетнаме. Это один из трех высокобюджетных фильмов про войну во Вьетнаме, вышедших в 1986-87 годах, наряду с картинами «Цельнометаллический жилет» (1987) Стэнли Кубрика и «Hamburger Hill» (1987) Джона Ирвина. Джонни Депп рассказывал, что после съемок одной из стрессовых сцен он был так возмущен агрессивным поведением Стоуна, что его едва не вырвало. Несмотря на это, режиссер потребовал снять второй дубль. Некоторые из актеров были настоящими вьетнамскими туристами, приехавшими на Филиппины. Министерство обороны США отказалось помогать фильму, поэтому военное обмундирование было арендовано у филиппинских вооруженных сил. Съемки фильма заняли 54 дня. Это первая часть трилогии Оливера Стоуна, посвященная войне во Вьетнаме, наряду с фильмами «Рожденный 4-го июля» (1989) и «Небо и земля» (1993). Режиссер рассказывал, что специально пригласил на непривычные роли Тома Беренджера (он постоянно играл положительных героев, а здесь у него роль сержанта-садиста Барнса) и Уиллема Дэфоу (до этого игравшего злодея, а здесь ему досталась роль сержанта-героя Элиаса). Это сработало, и оба актера номинировались на «Оскар». Роль сержанта Барнса была предложена Микки Рурку, а роль сержанта Элиаса-Нику Нолту и Джеффу Бриджесу, но все актеры отказались. Роль сержанта Элиаса хотел получить Крис Кристофферсон, но режиссер посчитал его слишком старым, а также не имевшим хитовых фильмов со времен картины «Конвой» (1978). Первый сценарий «Взвода» Стоун написал еще в 1971 году и послал его лидеру группы «Дорз» Джиму Моррисону с расчетом на главную роль, но тот не успел его прочитать, ибо был найден мертвым в Париже. Позднее Оливер Стоун снял о творчестве группы фильм «Дорз» (1991). Оливер Стоун хотел пригласить на одну из ролей Джеймса Вудса, который снялся у него в предыдущем фильме «Сальвадор» (1986). Но актер, вспомнив о трудных съемках в Мексике, отказался. Позднее Вудс хотел сняться в картине Стоуна «Джон Фитцджеральд Кеннеди» (1991), но не получил роль. Лишь девять лет спустя Стоун позвал Вудса в свой фильм «Никсон» (1995). Пакеты с искусственной кровью на теле Элиаса в сцене его расстрела не взорвались, но игра Уиллема Дэфоу так впечатлила режиссера, что он оставил этот дубль в фильме. Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, монтаж, звук и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшую операторскую работу, сценарий и актера второго плана (Беренджер и Дэфоу). Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшую режиссуру и монтаж, а номинировала за лучшую операторскую работу. Также фильм удостоился «Золотого глобуса» за лучшую режиссуру, актера второго плана (Беренджер) и как лучший фильм года, а номинировался за лучший сценарий. На Берлинском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого медведя», но заняла второе место. При бюджете 6 миллионов долларов картина в прокате США собрала 138 миллионов и еще 70 миллионов выручила за право использоваться на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа