Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Player

«ИГРОК»
(The Player)

США, 1992, 124 мин., «Avenue Pictures Productions/Spelling Entertainment»
Режиссер Роберт Олтман, композитор Томас Ньюман
В ролях Тим Роббинс, Грета Скакки, Вупи Голдберг, Фред Уорд, Дин Стокуэлл, Брайон Джеймс

Продюсеру голливудской киностудии Гриффину Миллу очень часто приходится говорить «нет» многочисленным сценаристам и авторам идей потенциальных фильмов. Задача Гриффина-найти жемчужину среди многих тонн непереработанной руды. И халтурить никак нельзя, ибо твое место сразу же займет другой кандидат. Однажды Гриффин начинает получать почтовые открытки от одного из отвергнутых им сценаристов с угрозами смерти. Гриффин пытается вспомнить, кто из обиженных авторов мог пойти по этому пути, намереваясь решить с ним дело полюбовно. Но предположение Гриффина оказывается ошибочным, и он в приступе гнева убивает невинного драматурга. Этим он дает автору открыток веский повод для шантажа, а тем временем поисками убийцы начинает заниматься полиция. Ситуация, в которой оказывается Гриффин, попадает под определение «хуже не придумаешь»…
Фильм поставлен по роману Майкла Толкина («Вознесение», 1991; «Столкновение с бездной», 1998). Знаменитая начальная восьмиминутная сцена, в которой герои обсуждают известные длительные эпизоды из других фильмов, была снята всего за полдня (хотя на ее репетицию накануне был потрачен целый день). Было сделано 15 дублей, пять из которых было проявлено, и в фильм вошел третий дубль. Этот эпизод не имел сценария, и все диалоги между персонажами были чистой воды импровизацией. Шер появилась на церемонии награждения «Оскаром» в ослепительном ярко-красном платье, хотя в приглашении специально было указано, что приходить необходимо в черно-белом наряде. В реальной жизни Шер никогда не носит красную одежду. Это намек на актрису Норму Ширер (1902-1983), которая появилась в красном платье на ежегодной балу в Голливуде, хотя туда нужно было приходить в черно-белом. Практически все появившиеся в эпизодических ролях кинозвезды сделали это бесплатно, как дань уважения режиссеру. Их появление, кстати, не было прописано в сценарии, а Олтман лично пригласил каждого из них. Ни у кого из приглашенных нет ни одной строчки текста. Потом подсчитали, что если бы каждая приглашенная звезда получила за свое появление свой обычный гонорар, то только на их зарплату ушло бы более 100 миллионов долларов. А так картина окупилась всего за месяц проката. Дом, в котором Гриффин и Джун находятся во время финальной сцены, принадлежит самому Олтману. Когда Фред Уорд спрашивает Брайона Джеймса, видел ли он фильм «Мертв по прибытии» (1950), тот отвечает, что видел, и, кажется, недавно был снят его ремейк. Естественно, это так, ибо Джеймс снялся в нем в 1988 году. Фильм держит рекорд по количеству актеров-обладателей «Оскара», снявшихся в нем: их двенадцать. Тринадцатым был режиссер Сидней Поллак. Интересно, что официантам, которые обслуживали банкет в Лос-Анджелесском музее искусств, не сообщили, что там будет сниматься фильм. Они узнали об этом только тогда, когда пришли на работу. В результате им не заплатили ни за сверхурочные съемки (ибо они продолжались дольше, чем обычный рабочий день), ни просто за съемочный день как статистам, а только за их реальную работу официантов на этом «фиктивном» банкете. Фильм номинировался на «Оскар» за лучшую режиссуру, монтаж и сценарий. Британская киноакадемия вручила фильму свой приз «BAFTA» за лучшую режиссуру и сценарий, а номинировала за лучший монтаж, актера (Роббинс) и как лучший фильм года. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», а получила призы за лучшую режиссуру и актера (Роббинс). Французская киноакадемия номинировала картину на свой приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. Также фильм удостоился «Золотого глобуса» за лучшего актера (Роббинс) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшую режиссуру и сценарий. В прокате США картина собрала 22 миллиона долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа