Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Pleasantville

«ПЛЕЗАНТВИЛЬ»
(Pleasantville)

США, 1998, 124 мин., «New Line Cinema»
Режиссер, сценарист и продюсер Гарри Росс, композитор Рэнди Ньюман
В ролях Тоби Магуаир, Джефф Дэниелс, Рис Уитерспун, Уилльям Мэйси, Джоан Аллен

Не все молодые американцы хорошо себя ощущают в девяностых годах. В картине речь идет о молодом парнишке Дэвиде, которому как-то все не в радость. Ни бейсбольные матчи, ни заигрывания с одноклассницами, ни премьеры «Матрицы», сопровождаемые распродажей попкорна по немыслимо низким ценам. Парень грустит, а единственная отрада в его жизни-бесконечный черно-белый рекламный сериал 50-х годов «Плезантвиль», который он знает досконально, потому что ничем другим не интересуется. «Плезантвиль»-обычная сериальная жвачка, оплаченная рекламными компаниями, где до отвращения чистенькие персонажи живут «правильной» жизнью, бесконечно потребляя всяческую продукцию, не забывая прославлять и ее, и фирмы-производители. У Дэвида есть сестра Дженнифер, которая, однако, не разделяет любовь брата к этому сериалу. Джениффер в этой жизни волнует только одно: секс. Поэтому Дженнифер как-то не находит общий язык с братцем, которого она считает тупоумным дебилом, свихнувшимся на «Плезантвиле». В один прекрасный день Дэвид только собрался посмотреть очередную серию, как Дженнифер попросила его немедленно убраться в свою комнату, потому что к ней сейчас должен прийти парень, с которым надо решить кое-какие проблемы сексуально-молодежного характера. Но Дэвид не может пропустить свой любимый «Плезантвиль», поэтому вспыхивает драка без всякого сексуального подтекста. А поскольку подтекста нет, то есть жертвы. На этот раз жертвой храбрых падает пульт управления телевизором. Вроде бы, ничего страшного, скажете вы. Но молодежь 90-х не умеет управляться с телевизором без пульта, поэтому вызывает мастера. На зов является старичок весьма подозрительного вида, который ребятам вручает пульт еще более подозрительного вида. Ребята нажимают на кнопочку и оказываются внутри телевизора, став, таким образом, героями сериала. Вот такая завязка сюжета! Дэвид, конечно, поначалу даже обрадовался. Еще бы, ведь он оказался действующим лицом своего любимого сериала! Сериала, где он знает каждого героя и каждую фразу. Зато Дженнифер была просто в бешенстве, потому что из-за этого странного приключения у нее сорвался запланированный секс с одним из самых симпатичных парней школы. Но жить как-то надо, поэтому ребята пытаются приспособиться к окружающим их новым условиям. Однако выясняется, что жить в черно-белом рекламно-выхолощенном мире не так-то просто! Даже Дэвиду, не говоря уж о Дженнифер. Потому что все вокруг-дурилки картонные, которые повторяют одни и те же слова, рекламируя одну и ту же продукцию, и живут не настоящей жизнью, а жизнью мух, которые барахтаются в сладком черно-белом сиропе. Вот и ребята себя довольно неуютно чувствуют в этом показушном рекламном мире. Выясняется, что город выхолощен по полной программе! Едят жители только рекламные продукты. Всякая зелень растет строго до определенной высоты и никогда не пылится. На баскетбольных матчах любой брошенный мяч непременно попадает в корзину. Словом, чего ни сделай, все получается, и даже природа какая-то правильная: ни тебе дождей, ураганов, освежающих торнадо или романтических пылевых бурь. Но есть одна беда-нигде нет туалетов, а простые интимные человеческие взаимоотношения, которые так любит Дженнифер, заменяются пошлейшим суррогатом: сидением вдвоем в машине, а при этом полагается держаться за руки и глазеть на луну. Разумеется, Дженнифер этого кошмара пережить не может, поэтому первому же встречному парню быстренько объясняет-что, куда, зачем и в какой последовательности. Зараза плотской любви быстро охватывает весь город! Новость распространяется мгновенно! Оказывается, передает друг другу молодежь, вот эту странную штучку у парней и не менее странную штучку у девчонок можно использовать! Причем так использовать, что становится приятно! И многие начинают это делать, потому что кому не хочется, чтобы стало приятно?! Но тут выясняется один странный эффект. Оказывается, после этого «приятно» люди перестают быть черно-белыми и становятся немножечко цветными, то есть раскрашиваются в свои обычные цвета. И теперь за версту становится видно: кому уже «приятно», а кто еще живет обычной жизнью картонной дурилки. Причем «приятно» влияет даже на природу. Птички, видать, тоже научились этому нехитрому занятию, потому что раскрасились, и даже в растениях пробудились какие-то сексуальные чувства, потому что они тоже стали цветными. Но на цветное проявление влияет не только нормальная половая жизнь. Человек перестает быть черно-белым, когда раскрепощается и начинает заниматься тем, чем ему хочется, не запирая себя в рекламные рамки. Но потихоньку в городе назревает конфликт. Черно-белое население обеспокоено натуральным подрывом устоев «Плезантвиля»…
Фильм приятный, милый, забавный и очень красивый. Он был номинирован на «Оскар» за лучшее художественное оформление, музыку и костюмы. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшего актера (Магуаир) и актрису второго плана (Джоан Аллен), а номинировала за лучшие костюмы, сценарий и как лучший фильм-фэнтази года. Картина с намеком на какие-то глубокие аллегории, которые, впрочем, больше додумываешь, чем они есть на самом деле. Если же вас не волнуют аллегории, тогда посмотрите этот фильм только из-за действительно блестящего художественного оформления (картина использовала больше всего компьютерных спецэффектов вплоть до появления фильма «Звездные войны. Призрачная угроза», 1999). Лучшая сцена фильма-в которой Дженнифер объясняет своей киношной маме, что такое секс и как надо мастурбировать. Есть несколько способов посмотреть этот фильм: как фильм о наступлении шестидесятых, с их поп-музыкой, свободной любовью, разводами, насилием, модернистским искусством, индивидуальной свободой и сопротивлением, или как еще один фильм о телевизионном мире, как мире тотальной лжи и о выходе за его пределы. Город приятный во всех отношениях-примерно так можно перевести название местечка Плезантвиль. Так что ребятам просто повезло, что в момент перехода в вымышленный мир по телевизору показывали старый черно-белый сериал, а не «Уродов» (1932) Тода Броунинга, «Апокалипсис сегодня» (1978) Фрэнсиса Форда Копполы или «Головоластик» (1976) Дэвида Линча. Фильм можно сравнить с картиной «Шоу Трумана» (1996): обе истории рассказывают о золотом веке черно-белого американского телевидения. Но завязки у них разные: Труман Бурбенк-настоящий человек, живущий в массивной телестудии, а все окружающие его являются актерами. «Шоу Трумана» представляет собой состояние индивидуума, пытающего противостоять давлению общества и того, кто контролирует его. Перспективы этой картины более социально-ориентированные: показывают общество, добившееся успеха в самосознании. Можно сравнить Плезантвиль с садом Эдема, где тоже нет никаких проблем, преступлений, неприятностей, расстройств, страхов и беспокойств. Фильм был полностью снят в цвете, который затем был удален для черно-белой части картины. Спецэффекты сделали компании «Cinesite Hollywood» и «Compound Eye». При бюджете в 40 миллионов долларов картина в прокате США именно эту сумму и собрала. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа