Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Poseidon Adventure

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПОСЕЙДОНА»
(The Poseidon Adventure)

США, 1972, 117 мин., «20th Century Fox»
Режиссер Рональд Ним, режиссер и продюсер Ирвин Аллен, композитор Джон Уилльямс, постановщик спецэффектов Мэттью Юричич
В ролях Джин Хэкман, Эрнест Борнайн, Лесли Нильсен, Шелли Уинтерс, Ред Баттонс, Родди Макдоуэлл, Кэрол Линли, Стелла Стивенс

В канун Нового года огромный пассажирский лайнер «Посейдон» переворачивается вверх дном от удара огромной океанской волны. В живых удается остаться только священнику Фрэнку Скотту и еще девяти пассажирам. Пожилой супружеской паре Мэнни и Белль Розен, отправлявшейся в Израиль к своему внуку. Нью-йоркскому детективу и его жене, бывшей проститутке, Майку и Линде Рого, которые плыли в свой второй медовый месяц в Италию. Брату и сестре Робину и Сюзан Шелби, которые направлялись в Грецию к своим родителям. Поп-певице Нонни Пэрри. Галантерейщику Джеймсу Мартину и официанту самого лайнера Акресу. Им предстоит трудный путь наверх, ко дну перевернувшегося «Посейдона». И им нужно поторопиться, пока он полностью не погрузился в воду…
Большая часть внешних съемок «Посейдона» была сделана с использованием модели, построенной на основе лайнера «Королева Мэри». Сейчас модель находится в морском музее Лос-Анджелеса, а настоящий лайнер расположен в нескольких милях от Long Beach. Некоторые сцены, в том числе начальный эпизод шторма, были сняты на борту самого лайнера. Картина снята в последовательном порядке, чтобы был заметен тот факт, что главные герои становятся грязнее, нервнее и с травмами. В сцене, где Скотт спасает Робина, декорации должны были медленно наклоняться и погружаться в воду. Они должны были остановиться, когда были наполовину в воде, но этого не произошло и декорации продолжали свой ход. Если актеры успели убежать, то прикрепленная к полу камера оказалась под водой. Бобину с пленкой срочно отправили в лабораторию на проявку, чтобы эпизод оказался не испорчен. В оригинальном сценарии Скотт посылает миссис Розен в подводное путешествие, где она оказывается в ловушке и Скотту приходится ее спасать. Джин Хэкман, игравший Скотта, решил, что его персонаж никогда не смог бы обратится к пожилой женщине с такой просьбой. Он предложил режиссеру, чтобы они с Шелли Уинтерс поменялись ролями, и Рональд Ним убедил Уинтерс, что так будет лучше для ее персонажа. Банкетный зал лайнера был сооружен так, чтобы только несколько предметов могли перемещаться вверх-вниз при переворачивании. Верх и низ колонн вдоль стены был идентичен, и только украшения на стенах могли свободно падать при переворачивании лайнера. Некоторые декорации были построены с использованием гидравлической системы, которая могла дать наклон в 45 градусов, поэтому камера могла использовать еще более острые углы. Конец фильма с использованием спасательных судов, приближающихся к «Посейдону», планировался, но не был снят, так как закончились бюджетные деньги. Вместо этого прислали один вертолет, и то съемки с ним проходили на студии. Камера смотрела только вверх, чтобы не было видно, что вокруг земля и здания, а не море. Шелли Уинтерс набрала 16 килограммов для роли миссис Розен. За исключением нескольких особо опасных эпизодов, когда привлекали каскадеров, все трюки в фильме делали сами актеры. Они даже жаловались съемочной группе, как тяжело физически им это дается. Съемки фильма откладывались дважды по финансовым причинам. Начали же снимать картину случайно, когда Ирвин Аллен шел из офиса компании «20th Century Fox» после очередного отказа и зашел в близлежащий клуб, где встретился с некоторыми своими друзьями, игравшими в карты, которые были вкладчиками в финансы студии. Во время игры в карты Ирвин убедил их финансировать фильм. Так как студия никогда не прибегала к финансам своих вкладчиков (их деньги были лишь финансовой гарантией), то вкладчики получили прибыль от успеха фильма, не вложив в него ни цента. Роль Линды Рого первоначально была предложена актрисе Салли Келлерман, а роль Нонни Пэрри-актрисе Петуле Кларк. Шелли Уинтерс брала уроки плавания у тренера олимпийской сборной по плаванию, так как ее персонаж был именно профессиональной пловчихой. Во время съемок картины считали, что такие волны просто нереальны, но изучение в 2004 году морских пространств со спутника показали, что волны случаются сотни раз каждое десятилетие, просто мы о них не знаем. Написать роман Пола Галлико подтолкнул реальный случай с ним самим, случившийся именно на лайнере «Королева Мэри». Когда пассажиры, в том числе и он, обедали в столовой, то гигантская волна ударила в борт судна с такой силой, что все люди и вещи отлетели к противоположной стене. Позднее Галлико узнал еще об одном случае с «Королевой Мэри», случившимся во время Второй мировой войны. Лайнер вез американских солдат в Европу, когда гигантская волна в североатлантическом океане так ударила корабль, что если бы он накренился еще на 13 сантиметров, то вполне мог бы перевернуться, что и случилось с «Посейдоном». Роль Джеймса Мартина была предложена Джину Уайлдеру, но тот был занят в другом проекте, поэтому он с сожалением отказался. Обувь и украшения, которые носила Кэрол Линли во время фильма, были ее собственными. Интересно, что Ред Баттонс и Кэрол Линли, чьи персонажи в фильме влюбляются друг в друга, в жизни на дух не переносили друг друга и отказывались общаться на съемочной площадке до тех пор, пока не включалась камера. Первой была снята сцена, где Нонни в исполнении Кэрол Линли репетирует песню «The Morning After» со своей группой. Сначала гитарист группы Вадди Вачтел должен был играть ее брата, но у них оказались глаза разного цвета, поэтому братом стал барабанщик Стюарт Перри. Актриса Эстер Уилльямс жаловалась, что роль Розен была предложена Ирвином Алленом ей, так как она умела хорошо плавать, и снималась в других фильмах с плавательными сценами. Всего в картине было задействовано 125 статистов. Ни один из них не погиб и не получил повреждения. Всего в картине снималось пять обладателей «Оскара»: Джин Хэкман, Эрнест Борнайн, Шелли Уинтерс, Ред Баттонс и Джек Альбертсон. При бюджете в 5 миллионов долларов картина только в США собрала 85 миллионов и 43 миллиона получила за права на показ в других странах. Картина получила «Оскар» за лучшую песню «The Morning After», а специальным «Оскаром» были награждены постановщики визуальных эффектов. Также картина номинировалась на «Оскар» за лучшую операторскую работу, декорации, костюмы, монтаж, музыку, звук и актрису второго плана (Шелли Уинтерс). Англичане вручили свой приз «BAFTA» Джину Хэкману как лучшему актеру, а Шелли Уинтерс номинировали как лучшую актрису второго плана. Шелли Уинтерс также получила «Золотой глобус» как лучшая актриса второго плана, а картина номинировалась за лучшую музыку, песню и как лучший фильм года. Оценка 3, 5 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа