Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Possession

«ОДЕРЖИМОСТЬ»
(Possession)

Франция-ФРГ, 1981, 127 мин., «Marianne Productions/Oliane Productions/Soma Film Produktion»
Режиссер и сценарист Анджей Зулавски, композитор Анджей Корсунски
В ролях Сэм Нил, Изабель Аджани, Хейнц Беннент

Марк приезжает домой в Берлин из командировки спустя несколько месяцев. Его супруга Анна выглядит раздраженной, но не рассказывает ему, что встречается с другим мужчиной. Марк нанимает частного детектива, который быстро выясняет, что у Анны есть любовник по имени Хайнрих. Но детектив уверен, что он не единственный, кого обожает Анна. Она говорит Марку, что хочет развестись с ним. После этого она покидает мужа и отправляется в большую пустую квартиру на другом конце города, где занимается сексом со странным склизким существом, чья цель стать alter ego Марка. Анна сама дала рождение этому монстру и готова убить любого, кто осмелится встать между ними. Между Марком и Анной увеличивается напряжение по мере того, как они все глубже опускаются в сумасшествие и навязчивые желания. Тем временем Марк отдает их пятилетнего сына Боба своей любовнице Елене и пытается наладить взаимоотношения с Анной. Но им обоим угрожает опасность. Alter ego Марка теперь направляется к Елене, принимая ее за Анну. В это время война начинается над Берлином…
Хаос царит в отношениях супружеской пары. Кто этот монстр, которого прячет женщина? Может быть человек, который ее уничтожает, который доминирует над ней? Его срочно необходимо уничтожить, чтобы семья воссоединилась. Нужно убить зло! Образы соединяются в критической точке апокалиптического мира, в аду отношений супружеской пары, которые является эхом мирского Зла, которое символизирует Берлинская стена. Наполненный гневом, ревностью, эмоциональными страданиями и местью, этот странный, необычный фильм ужасов есть смесь голливудской мелодрамы, европейской психологической драмы и резкого, энергичного и эмоционального авторского кино. Изабель Аджани играет две роли. Это воскрешает в памяти фильм Луиса Бюнюэля «Этот смутный объект желания» (1977), в котором вместо того, чтобы две актрисы исполняли один характер, одна актриса играет двух персонажей. Здесь нам предлагают кусочки головоломки, построенной из изысканных и страшных событий, обнаружив весь ужас которых, вы почувствуете воспаление мозга, которое является результатом погружения в дегуманизированное общество. Не стоит ожидать классического противостояния между добром и злом. Вы можете увидеть людей с хорошими чувствами, которые опускаются до злобы. Или злых людей, которые никак не могут разобраться в себе и понять, что они просто не способны разрушать и творить зло. Очень сложная картина. Представьте себе, что фильм Ингмара Бергмана «Сцены из семейной жизни» (1973) снимает Дарио Ардженто используя камеру «steadicam» из картины Стэнли Кубрика «Сияющий» (1980). Если вам нравится «Шоссе в никуда» (1996) Дэвида Линча, то понравится и этот фильм. В духе Кроненбергского «Выводка» (1979) главная героиня дает выход своим сексуальным расстройствам в форме существа с несколькими фаллосами, которого создал знаменитый Карло Рамбальди. Ощущаются намеки на картины «Ребенок Розмари» (1968) и «Предзнаменование» (1976). Анджей Зулавски настаивал, что события этого фильма были навеяны его собственным разводом. Фильм снимался в Берлине польским режиссером с главными актерами француженкой и австралийцем. «Одержимость» является очень характерным примером примитивного истолкования некоторыми критиками и многими зрителями философской притчи Анджея Зулавски. Ленту рассматривают в качестве элементарного фильма ужасов или истерической драмы о женщине, во время долгого отсутствия мужа изменившей ему с какой-то тварью, неведомым чудовищем. Правда, французы отнеслись с восторгом к потрясающей игре Изабель Аджани, но в картине тоже увидели лишь «фантастический анекдот», рассказанный очень жестоко и претенциозно. Конечно, Зулавски можно упрекнуть в некоторой манерности, стилистическом излишестве, чрезмерной загадочности, зашифрованности, особенно в невразумительном финале. Тем не менее, при внимательном и уважительном по отношению к автору восприятии прочитывается его идея о непонимании мужчиной женщины. Подозрительность и недоверие мужа заставляют выискивать скрытые мотивы нервного, на грани безумия, поведения жены. По его мнению, она обязательно должна была завести себе любовника. Обнаруженная связь с монстром производит шоковый эффект. Но режиссер-довольно неоднозначный, сложный художник, который все события излагает вероятностно, гипотетически, как бы в сослагательном наклонении «если». Все могло привидеться сверхподозрительному герою. Тем более, что образ, созданный Аджани, дробится на несколько персон-по сути, актриса играет трех женщин. И ее героиня «одержима бесом» в метафорическом смысле. Хотя сам режиссер предлагал еще более расширительное объяснение, говоря, что его картина-о Боге. Вернее-об отсутствии Бога в мире, «одержимом бесами» в том значении, которое имел в виду Федор Достоевский, столь любимый Анджеем Зулавски. Хотя фильм снимался в Берлине на немецкие деньги, он так никогда и не выходил в прокат в Германии. Картина была запрещена в Великобритании вплоть до 1999 года. На роль Марка претендовал актер Сэм Уотерсон. На Каннском международном кинофестивале картина номинировалась на Гран-при, а Изабель Аджани была признана лучшей актрисой (также за роль в фильме «Квартет», 1981). Также Аджани получила приз французской киноакадемии «Сезар» как лучшая актриса. На международном кинофестивале в Сан-Пауло картина получила приз критиков. На кинофестивале «Fantasporto» картина номинировалась на Гран-при, а получила приз зрительских симпатии и приз за лучшую актрису (Аджани). Позднее Изабель Аджани в интервью рассказывала, что несколько лет отходила от съемок в этом фильме и больше никогда не согласиться играть похожую роль. В прокате США картина собрала 1, 1 миллиона долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа