Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Purple Rose Of Cairo

«ПУРПУРНАЯ РОЗА КАИРА»
(The Purple Rose Of Cairo)

США, 1985, 84 мин., «Orion»
Режиссер и сценарист Вуди Аллен, композитор Дик Хайман
В ролях Миа Фэрроу, Джефф Дэниелс, Дэнни Айелло

Дело происходит в американской провинции во времена большой депрессии. Молодая и довольно привлекательная американка Сесилия влачит жалкое существование официантки из скромной забегаловки. Она считает свою жизнь скучной и бессмысленной, хотя у нее есть работа и любящий муж. Но работа ей ужасно надоела, а муж подавляет ее индивидуальность. Настоящее отдохновение от реальности и однообразного быта ей приносит кино. Все ее надежды и все ее спасение-это окончание рабочего дня и очередной сеанс в ближайшем кинотеатре. Она бывает в кинотеатре так часто, что некоторые из знакомых считают ее помешанной. Сесилия по уши влюблена в актера Джила Шеферда, который играет главную роль в фильме «Пурпурная роза Каира», и который она смотрела сотни раз. Однажды во время сеанса она замечает, что тот подмигивает ей, объясняется в любви и…договаривается о встрече. Через некоторое время Джил в буквальном смысле сходит с экрана в реальную жизнь своей возлюбленной. Он хочет увести ее в кинофильм, но теперь перед Сесилией встает дилемма: следовать за своим любимцем в вымышленный мир или остаться там, где она живет. Однако сия метаморфоза произошла лишь с персонажем фильма, а не с самим актером. Последнему поручается любой ценой вернуть своего двойника на экран. Но теперь уже сам Джил влюбляется в Сесилию, которой предстоит сделать выбор. Она выбирает своего мужа и свой мир реальности…
Великолепный фильм, в котором Вуди Аллен предлагает нам задуматься над тем, что есть наша жизнь, а что есть кинематограф, что есть настоящая любовь, а что есть выдуманные и вымышленные чувства. Просто превосходно! Миа Фэрроу долгое время была супругой режиссера. Вуди Аллен показал, что в то время, когда зрители хотят оказаться в том или ином фильме, герои этих картин наоборот хотят стать обыкновенными людьми. Всего второй фильм, в котором не появился сам режиссер. Первоначально на главную роль планировался Майкл Китон, но пробы с его участием показались режиссеру неубедительными, поэтому он пригласил Джеффа Дэниелса. По словам Аллена, это его любимый собственный фильм. После тестовых просмотров режиссеру намекнули, что если бы он изменил концовку (то есть, сделал хэппи-энд), то фильм был бы большим хитом. Но Аллен отказался, заявив, что именно концовка была тем главным фактором, из-за которого он снимал эту картину. В одном из интервью его так и спросили, почему он не сделал хэппи-энд, но что Аллен ответил: «Это и был хэппи-энд!». Позднее Вигго Мортенсен рассказывал, что был очень раз получить небольшую роль в таком классном фильме. Но когда он с гордостью привел всю свою семью в кинотеатр, то обнаружил, что все сцены с его участием вырезаны. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий. На Каннском кинофестивале картина получила приз «ФИПРЕССИ». Французская киноакадемия вручила картине свой приз «Сезар» как лучшему иностранному фильму года. Картина получила «Золотой глобус» за лучший сценарий, а номинировалась за лучшего актера и актрису (Дэниелс и Фэрроу), а также как лучший фильм года. Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучший сценарий и как лучшему фильму года, а номинировала за лучшую актрису (Фэрроу) и визуальные эффекты. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, сценарий, актрису (Фэрроу) и как лучший фильм года, а Вуди Аллен получил специальную награду президента академии. Первоначально на главную мужскую роль рассматривался Майкл Китон («Ночная смена», 1982; «Битлджус», 1988; «Бэтмен», 1989; «Один хороший полицейский», 1991; «Бэтмен возвращается», 1992; «Газета», 1994; «Множество», 1996; «Джекки Браун», 1997). При бюджете в 15 миллионов долларов картина в прокате США собрала 10, 6 миллионов. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа