Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Raging Bull

«БЕШЕНЫЙ БЫК»
(Raging Bull)

США, 1980, 129 мин., ч/б, «United Artists»
Режиссер Мартин Скорсезе, сценарист Пол Шредер
В ролях Роберт Де Ниро, Кэти Мориарти, Джо Пеши, Фрэнк Винсент

История жизни одного из лучших профессиональных боксеров в истории Джейка Ла Мотты (род. в 1921 году). Джейк уже в 19-летнем возрасте стал профессионалом, начав ожесточенное соперничество с великим средневесом Реем «Шугаром» Робинсоном. Постепенно Ла Мотта приходит к выводу, что не все победы куются на ринге, и узнает, что за кулисами профессионального бокса стоит крутая мафия. Карьера Ла Мотты завершилась в 1954 году, а впоследствии он был признан одним из лучших боксеров в истории бокса. Дальнейшая жизнь Ла Мотты также была связана с профессиональным боксом, но теперь уже он стоял по ту сторону ринга, где решались исходы боев. В 1960 году Ла Мотта был вызван для дачи показаний перед Сенатским комитетом США. Его обвиняли в причастии к нелегальным боксерским поединкам. Джейк Ла Мотта был четыре раза женат, имеет двух сыновей и двух дочерей. Правда, в 1998 году он потерял обоих сыновей: старший скончался от рака печени, а младший погиб в автокатастрофе…
Четвертое сотрудничество Роберта Де Ниро и Мартина Скорсезе после картин «Злые улицы» (1973), «Таксист» (1975) и «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977). Позднее они работали над картинами «Король комедии» (1982), «Хорошие парни» (1990), «Мыс страха» (1991), «Казино» (1995). Сценарист Пол Шредер вставил в сценарий несколько шокирующих моментов, когда Ла Мотта мастурбирует или засовывает пенис в ведерко со льдом. Но первую сцену вырезали, а во второй решили просто высыпать лед в трусы. Роберт Де Ниро прочитал автобиографию Ла Мотты еще в 1974 году, снимаясь в картине «Крестный отец-2» (1974) и сразу увидел в ней потенциал для хорошего фильма. Актеру потребовалось четыре года, чтобы убедить продюсеров и своего друга Скорсезе приступить к съемкам фильма. Дело в том, что в 1978 году Скорсезе пристрастился к кокаину и едва не умер от передозировки. Де Ниро навестил режиссера в госпитале и предложил ему съемки этого фильма. Сначала Скорсезе отказывался, так как не любил спортивные фильмы, но в итоге сдался. Многие считают, что этим фильмом Де Ниро спас режиссеру жизнь. Де Ниро и Джо Пеши по настоящему били друг друга в сцене, где они твердили «ударь меня!». Чтобы достоверно сыграть братьев, Де Ниро и Джо Пеши в действительности жили друг с другом и тренировались вместе до начала съемок. После этого актеры стали очень близкими друзьями. Позднее они вновь сыграли главные роли в фильме «Казино». Во время спарринга Де Ниро в действительности сломал Джо Пеши ребро: этот эпизод вошел в фильм. Для своей роли Де Ниро набрал для того времени рекордные 27 килограммов веса. Позднее рекорд был перекрыт Винсентом Д'Онофрио, который для своей роли в картине «Цельнометаллический жилет» (1987) набрал почти 32 килограмма. Готовясь к роли, Де Ниро не только усердно тренировался, но и провел в Бруклине три тренировочных боя, в двух из которых победил. Так как фильм был черно-белым, то для лучшей видимости крови использовали шоколад марки «Hershey's». Картина входит в тройку лучших фильмов о спорте, наряду с картинами «Рокки» (1976) и «Дархэмский бык» (1988). Несмотря на то, что в фильме всего несколько минут боксерского поединка, на их съемки было потрачено полтора месяца. Перед съемками Де Ниро лично встретился с Ла Моттой, и они прекрасно поладили. На роль супруги Джейка Ла Мотты по имени Викки пробовались Шерон Стоун и Беверли Д'Анжело («Страж», 1977; «Высшие духи», 1988). Интересно, что для фильма не писалась специально музыка. Скорсезе позаимствовал музыкальные куски из произведений итальянского композитора Пьетро Маскани. Сцену свадьбы на крыше дома снимал отец режиссера, так как Мартин в это время болел. Когда Ла Мотта увидел этот фильм, он был в шоке, впервые представив, какой отвратительной личностью он был. Когда он спросил у своей жены, неужели он был настолько плохим, Викки ответила «Ты был еще хуже!». Скорсезе отказался от идеи снимать боксерский поединок несколькими камерами, предпочтя потратить больше месяца, но использовал единственную камеру в качестве «третьего бойца». Когда Скорсезе просматривал отснятый материал поединка, то ему что-то постоянно не нравилось. Друг и наставник Скорсезе, опытный режиссер Майкл Пауэлл («Багдадский вор», 1940; «Смысл жизни и смерти», 1945; «Подсматривающий», 1960) предположил, что цвет перчаток боксеров слишком отвлекает зрителей от боя. Скорсезе подумал и решил снимать фильм в черно-белом варианте. Другими причинами было то, чтобы фильм отличался от «Рокки», чтобы подчеркнуть давность периода времени, когда происходили описываемые события (середина 20-го века), а также то, что Скорсезе не хотел, чтобы в цветной картине было слишком много крови. Слово «fuck» звучит в фильме 114 раз. Персонаж Томми Комо в исполнении Николаса Коласонто основан на реальном гангстере Фрэнки Карбо, который организовывал все боксерские поединки в Нью-Йорке в 40-50-х годах прошлого века. В конце концов, Карбо был посажен в тюрьму за вымогательство прокурором США Робертом Кеннеди. Это дебютный фильм Кэти Мориарти («Дневной сеанс», 1993; «Каспер», 1995), сыгравшей роль Викки. Когда Скорсезе впервые посетил боксерский поединок профессионалов, его шокировали две вещи: окровавленная губка, которой вытирают тела боксеров и капли крови, спадающие с канатов, которыми опоясан ринг. Продюсеры студии «United Artists» вообще не хотели выпускать фильм в прокат в Великобритании из-за его насыщенного насилием и вульгарностью содержания. Сцены молодого Ла Мотты были сняты в первую очередь, после чего съемки заморозили на несколько месяцев, дав время Де Ниро набрать 27 кг. для изображения повзрослевшего Ла Мотты. Идея набрать вес принадлежала самому Де Ниро. В этом состоянии сцены с участием Де Ниро снимали с минимумом дублей, ибо актер очень быстро выдыхался. Монтаж фильма Скорсезе делал в собственной квартире в Нью-Йорке по вечерам после окончания съемочного дня. Кстати, послесъемочный период настолько затянулся, что продюсеры студии начали проявлять серьезное недовольство режиссером. Студия «United Artists» не могла активно лоббировать фильм в номинациях на «Оскар», ибо ее преследовали серьезные финансовые проблемы с картиной «Врата рая» (1981). Однажды режиссер так испугался за здоровье ожиревшего Де Ниро, что на время приостановил съемки. Когда Де Ниро получал «Оскар», в зале находился реальный Джейк Ла Мотта. Невероятное совпадение, но получавшая «Оскар» за лучшую женскую роль певицы Лоретты Линн (фильм «Дочь шахтера», 1980) актриса Сисси Спейсек также сделала это в присутствии находившейся в зале самой Линн. Эта церемония награждения считается уникальной! Роберт Де Ниро во время подготовки к съемкам провел на ринге не менее 1000 раундов под руководством Джейка Ла Мотты. Картина получила «Оскар» за лучший монтаж и актера (Де Ниро), а номинировалась за лучшую режиссуру, операторскую работу, звук, актера и актрису второго плана (Джо Пеши и Кэти Мориарти) и как лучший фильм года. Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучший монтаж и самого многообещающего исполнителя (Джо Пеши), а номинировала за лучшего актера (Де Ниро) и самую многообещающую актрису (Мориарти). Роберт Де Ниро также получил «Золотой глобус» как лучший актер, а фильм номинировался за лучшую режиссуру, сценарий, актера и актрису второго плана (Пеши и Мориарти) и как лучший фильм года. В 1990 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 18 миллионов долларов картина в прокате США собрала 24 миллиона. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа