Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Ragtime

«РЭГТАЙМ»
(Ragtime)

США, 1981, 155 мин., «Dino De Laurentiis Company/Sunley Productions»
Режиссер Милош Форман, композитор Рэнди Ньюман
В ролях Джеймс Кэгни, Брэд Дуриф, Элизабет Макговерн, Мозес Ганн, Манди Патинкин, Мэри Стинбюрген, Джефф Дэниелс

Начало двадцатого века. В саду поместья богатых белых людей служанка обнаруживает чернокожего младенца. Прибывшая полиция быстро находит мать подкидыша, которой оказывается молодая безработная негритянка. Девушка не говорит, кто является сыном младенца, но владельцы поместья принимают решение оставить негритянку у себя. Тем временем чернокожий джазовый пианист Коалхаус Уокер получает постоянную работу в престижном джазовом клубе. Некоторое время спустя он появляется в том самом поместье белых людей и объявляет, что является сыном младенца и теперь, когда он стал финансово независимым человеком, он готов официально жениться на негритянке. Но в то время в США пышными красками процветал расисзм, поэтому богатый негр на дорогой машине не мог не стать источником проблем, которые в итоге приводят к трагедии…
Во время съемок картины началась забастовка актеров Голливуда, но так как в ней снимался старый и больной 81-летний Джеймс Кэгни (это его последняя роль; он снимался, будучи прикованным к инвалидной коляске), только этому проекту было выдано официальное разрешение на съемки. Все остальные картины были заморожены. Настоящему Ринеландеру Вальдо (комиссару полиции, сыгранного Кэгни) на момент происходящих событий было только 32 года. Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть Роберт Олтман. На роль Коалхауса Уокера претендовал О. Джей. Симпсон, но она ушла школьному учителю Ховарду Роллинсу (Кэгни лично запретил обращаться к Роллинсу словом «ниггер»). Мэри Стинбюрген во время съемок была беременна, но старинные наряды скрывали это обстоятельство. Джеймс Кэгни согласился сниматься при двух условиях: он не подписывает никакого контракта и волен покинуть проект не позднее, чем за три дня до начала съемок сцен с его участием. Так как Кэгни не мог запомнить свой текст, использовались карточки с подсказками. Милош Форман хотел привлечь к написанию сценария автора романа Е. Л. Докторова («Билли Батгейт», 1991), но тот считал, что его эпическое произведение достойно более тщательной постановки, не менее, чем десятисерийный телевизионный сериал. Кэгни никогда в жизни не летал самолетами, поэтому отправился на съемки в Лондон на пароходе. Это первый и последний фильм Кэгни за двадцать лет. Дело в том, что менее, чем за месяц до начала съемок проект покинул Джек Николсон, и фильм остался без главной звезды. Тогда Милош Форман лично обратился к Джеймсу Кэгни с просьбой выбрать любую роль в этом фильме. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление, операторскую работу, костюмы, музыку, песню «One More Hour», сценарий, а также актера и актрису второго плана (Ховард Роллинс и Элизабет Макговерн). Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшую песню Рэнди Ньюмана «One More Hour». Также фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, песню, актера и актрису второго плана (Роллинс и Стинбюрген), актеров-дебютантов (Роллинс и Макговерн) и как лучший фильм года. Музыка Рэнди Ньюмана номинировалась на премию «Грэмми». В прокате США картина собрала 21 миллион долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа