Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Red Dragon

«КРАСНЫЙ ДРАКОН»
(Red Dragon)

США, 2002, 124 мин., «Dino De Laurentiis Productions/Mikona Productions/Universal»
Режиссер Бретт Ратнер, композитор Дэнни Элфман
В ролях Энтони Хопкинс, Эдвард Нортон, Харви Кейтель, Ральф Файннс, Эмили Уотсон

Начало 80-х годов прошлого века. Респектабельный психиатр, тонкий гурман и эстет, доктор Ганнибал Лектер наслаждается музыкой в филармонии. Но один бездарный флейтист портит всё дело, и после концерта исчезает в неизвестном направлении. Оказывается, Лектер-каннибал, убивающий свои жертвы ради кулинарных удовольствий. Например, из неудачливого флейтиста он приготовил очень удачный паштет. Совершенно случайно доктора ловит агент ФБР Уилл Грэм, консультировавшийся у него по поводу совершённых им же убийств. Лектер пожизненно сослан в психиатрическую лечебницу, а Грэм уходит в отставку. Но семейная идиллия заканчивается, когда его бывший начальник Джек Кроуфорд просит Грэма помочь в расследовании резни, устроенной маньяком по прозвищу Зубная Фея. Чтобы проникнуть в мотивацию его адского мозга, Грэм прибегает к помощи давнего знакомца, Ганнибала Лектера…
Писатель Томас Харрис приобрел статус культового на трилогии об искусительном персонаже доктора Лектера, которому проницательно дал имя победоносного полководца древнего Карфагена Ганнибала. Все началось в 1981 году с «Красного дракона», продолжилось в 1986 году романом «Молчание ягнят», и, якобы, завершилось в 1999 году книгой под бенефисным эпонимом, составленным из одного имени главной звезды цикла. Хотя в своем книжном дебюте Лектер был почти что пешкой в руках Уилла Грэма. Молитвами британского театрала Энтони Хопкинса эксперт по судебной медицине с экзотическим аппетитом становится гениальным кукловодом, помыкающим в своих честолюбивых целях как следователем, так и интересующим ФБР маньяком. В воздухе витает его непреодолимое интеллектуальное превосходство, отчего образ Лектера и запоминается своей иронической ухмылкой в блестящих глазах. Но «Красный дракон», как первый эпизод трилогии, не обнажает перед нами самого Ганнибала, оставляя за кадром его собственную подоплеку. Человек, превращающийся в великого Красного Дракона-это одна из бесчисленных гравюр времен раннего романтизма. Маньяк Фрэнсис Долархайд, прозванный журналистами Зубной Феей, украшает сериал Томаса Харриса, поскольку он единственный в ней серьезный по психологическому сдвигу маньяк. Опять от Лектера мы слышим ничего не значащие фразы, ценность которых для расследования весьма сомнительна, потому что их можно истолковать практически любым способом, а собственно развязка наступает просто тогда, когда Уилл понимает принципы Красного Дракона по отбору семьи-жертвы. Найти человека после этого не составляет особого труда. Не совсем оригинальна сюжетная линия, связанная с самим Красным Драконом. Во-первых, она сильно напоминает историю Нормана Бейтса из «Психоза» (1960) Альфреда Хичкока. Тут почти то же самое-затюканный своей бабкой-садисткой мальчик, страдающим еще и раздвоением личности, когда в одном случае он-Красный Дракон из рисунка поэта и мистика Уилльяма Блейка, бредящий перерождением и манией величия, а в другом-скромный и застенчивый служащий, тайно влюбленный в слепую красавицу. Вот эта влюбленность есть сомнительный пункт номер два. Зачем очеловечивать самым человеческим чувством маньяка? Хотя, с другой стороны, достаточно взглянуть в бездонные глаза Эмили Уотсон, чтобы забыть о всякой чуши вроде массовой резни по ночам. В триллере про серийного убийцу практически не происходит ни одного из самих серийных убийств. Они присутствуют только в прошлом и как бы отраженно-через вещественные улики и провидческие воспоминания Грэма. В настоящем само действие готовится-готовится и вдруг подменяется очередным хэппи-эндом. Поскольку никакой иной самодостаточности не намечено, фильм в целом на эпизоды и распадается. Видно отсутствие мотивации в перепадах стилей-от фарса к детективу, от детектива к мелодраме, от мелодрамы снова к фарсу, от него к боевику, что сильно разочаровывает. Конечно, финальное разочарование не отменяет синхронных очарований-наоборот, во многом является их причиной и не препятствует самому смотрению кино. Это четвертый фильм про зловещего доктора Лектера. Ничего нового по сравнению с сюжетом дебютной картины «Охотник на людей» (1986). Оператор картины «Охотник на людей» Данте Спинотти специально был приглашен режиссером Бреттом Ратнером для работы над этим фильмом. Ради Спинотти режиссер даже отложил начало работы, чтобы тот смог закончить картину «Пиноккио» (2002). На роль Долархайда рассматривались кандидатуры Шона Пенна и Николаса Кейджа. Татуировку на спину Ральфа Файннса наносили в течение 8 часов. Кроме того, актер специально для роли набрал 7 кг. мышц. На роль Уилла Грэма первым кандидатом был Этан Хоук. Готовясь к роли, Энтони Хопкинс похудел на несколько килограммов. Это было необходимо для того, чтобы его персонаж выглядел моложе, ибо действие картины разворачиваются до событий фильма 1990 года. Морщины на лице Хопкинса убрали цифровым способом. Режиссерское кресло первоначально предложили Майклу Бею. Эдвард Нортон использовал весь свой гонорар от этого фильма, чтобы финансировать картину Спайка Ли «Двадцать пятый час» (2002), где он сыграл главную роль (бюджет того фильма составил 15 миллионов долларов). Во время работы над фильмом на съемочную площадку внезапно зашел Майкл Джексон, который дружил с Бреттом Ратнером еще с тех времен, когда тот снимал музыкальные видеоклипы. Дело в том, что Джексон очень хотел получить роль Долархайда. Гонорар Энтони Хопкинса составил 20 миллионов долларов. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшего актера и актрису второго плана (Файннс и Уотсон), а также как лучший триллер года. На международном кинофестивале в Ситгее картина номинировалась на Гран-при. При бюджете в 90 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 200 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа