Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Red River

«КРАСНАЯ РЕКА»
(Red River)

США, 1948, 133 мин., ч/б, «Monterey Productions»
Режиссер и продюсер Ховард Хоукс, композитор Дмитрий Темкин
В ролях Джон Уэйн, Джоанна Дрю, Монтгомери Клифт, Уолтер Бреннан, Джон Аирленд, Колин Грей

В 1851 году Том Дансон вместе со своим другом стариком Грутом покидает сопровождаемый им караван и направляется в Техас. Он прощается с невестой, которую вынужден оставить с караваном, чтобы уберечь ее от опасностей путешествия. Однако вскоре герои наблюдают издалека, как на караван нападают индейцы. Индейцы атакуют и наших героев; на трупе одного нападавшего Дансон находит браслет, подаренный им невесте. Дансон и Грут подбирают подростка Мэтта Гарта, чудом выжившего в этом побоище. Прибыв на выбранные им земли близ Красной реки, Дансон убивает посыльного от самопровозглашенного хозяина этих земель, живущего за 600 км. Он дает себе клятву завести самое крупное поголовье скота в Техасе. 14 лет спустя он достиг своей цели, однако на Юге, разоренном Гражданской войной, торговать скотом невозможно. Тогда он решает пойти на невиданный доселе подвиг: перегнать 9-тысячное стадо (куда входят и животные, принадлежащие соседним заводчикам) из Техаса в Миссури, через 2000 км.-там будет легче найти покупателей. Дансон нанимает людей и объясняет, что у них не будет права разорвать контракт во время похода. Остановки коротки и редки. Молодой ковбой, обладатель дурной привычки воровать сахар из запасов Грута, становится поваром и однажды ночью опрокидывает груду кастрюлей: грохот вызывает среди животных панику. Ковбой погибает под копытами; сотни голов скота безвозвратно потеряны. Дансон собирается выпороть повара; тот признает свою вину, но не хочет сносить унижение. Мэтт ранит повара и спасает ему жизнь, поскольку Дансон не колеблясь всадил бы ему пулю в череп. К сороковому дню пути люди измучены дождем и нехваткой провианта. К 60-му дню они утомлены до предела. К каравану примыкает погонщик скота, сбежавший от индейцев и потерявший свое стадо. Он говорит, что к Абилину провели железную дорогу. Многие начинают думать, не лучше ли двинуться в Канзас по так называемой «тропе Чизема», нежели идти в Миссури? Дансон не хочет даже слышать о перемене маршрута и убивает трех человек, пытающихся с ним спорить. Ночью еще одна троица сбегает, забрав с собой часть провианта. Дансон отправляет в погоню Черри. Караван переходит реку. Черри приводит двух беглецов. Дансон готовится их повесить, но Мэтт противится этому-его поддерживают все остальные. Мэтт принимает решение идти по тропе Чизема. Дансона оставляют одного; он клянется убить Мэтта. Мэтт и его люди приходят на помощь группе белых, окруженных индейцами: нападавшие перебиты либо обращены в бегство. Мэтт извлекает стрелу из плеча молодой женщины Тесс Миллэй. Она сильно раздражена поведением Мэтта, но безумно влюбляется в него. Она выслушивает рассказ о соперничестве между Мэттом и Дансоном. В пути, особенно по ночам, мужчины дрожат при мысли о неотвратимом появлении Дансона. Неделю спустя Тесс, не пошедшая с конвоем, принимает Дансона в своем лагере. Он собрал горстку людей и идет по следам Мэтта. Тесс говорит ему, что любит Мэтта. На 100-й день пути Мэтт и его люди своими глазами видят, что абилинская железная дорога-не мираж. Мэтт легко продает скот. 14 августа 1865 года становится исторической датой: отныне тропа Чизема официально открыта для караванов. На следующее утро Мэтт безбоязненно ждет прихода Дансона. Тот убивает Черри, вынувшего револьвер из кобуры, затем кидается на неподвижно стоящего Мэтта и начинает его избивать. Мэтт сначала сносит удары, но потом начинает отвечать. Тесс вне себя от ярости с револьвером в руках прерывает эту бессмысленную драку. Дансон берет себя в руки и разрешает Мэтту, который всегда заменял ему сына, поставить свои инициалы рядом с его на клейме, которым они вдвоем помечают скот…
Это первый вестерн Ховарда Хоукса, если не учитывать «Пиратский берег» (1935), принадлежащий жанру лишь наполовину. «Красная река» относится к направлению, открытому «Проходом через каньон», и несущему в себе коренное обновление жанра. Здесь дух современности выражается в двойственном и сложном характере персонажа Джона Уэйна, в котором за почти патологическим упорством и уверенностью в себе скрываются внутреннее неравновесие, нестабильность и даже некоторая опасная незрелость: эти качества Хоукс использует, чтобы обогатить действие за счет весьма высокого психологического напряжения. Однако достоинства «Красной реки» выходят далеко за пределы споров между поколениями. Фильм примечателен прежде всего размерами бюджета, масштабностью, классицизмом, трезвостью стиля и неизменно превосходным изобразительным рядом, равномерно чередующим дневные и ночные сцены. Благодаря этому изобразительному ряду этот фильм-один из немногих вестернов, где отсутствие цвета не вызывает никаких сожалений. Между гуманностью и красочностью Форда и трагическим драматизмом Энтони Манна Хоукс прокладывает свою узкую тропку, которая постепенно расширяется и вмещает историю внутренних терзаний отдельного героя, а также фрагмент эпохи и истории страны в целом. Это не превращает «Красную реку» в эпос: Хоукс слишком внимателен к выразительности отдельных героев и к тонкостям их взаимоотношений, чтобы работать в эпическом русле. Из написанных им портретов, контрастирующих между собой, постепенно складывается образ человека, сочетающий зрелость, отказ от лиризма и холодный расчет. Этот образ характерен для гуманизма Хоукса на всех этапах карьеры режиссера. В центре действия находится троица главных героев (старик, зрелый мужчина и молодой человек); тот же принцип будет вновь использован в «Рио-Браво» (1959). Персонаж Джоанны Дрю-не первый и не последний пример волевых героинь, зачастую более здравомыслящих и зрелых, чем мужчины; такие героини часто встречаются в фильмах Хоукса. Сценарист Борден Чейз опять (в совершенно другом психологическом и моральном контексте, но при схожей драматургической конструкции) использует тему упрямого героя, случайно оказавшегося в меньшинстве и пугающего всех вокруг своими упорством и мстительностью (таков персонаж Джеймса Стюарта в «Излучине реки»). Фильм был снят в 1946 году, но два года пролежал на полке из-за проблем с Ховардом Хьюзом, который утверждал, что сюжет был украден у его фильма «Человек вне закона». Джон Уэйн и Монтгомери Клифт имели различные политические взгляды, которые привели к тому, что они мало общались на съемочной площадке и больше никогда не снялись в одном фильме вместе. Первоначально роль Тома Дансона режиссер предложил Гари Куперу, но тот отказался. Роль стрелка Черри Валанса отклонил Кэри Грант, после чего роль урезали до минимума. Увидев Джона Уэйна в этом фильме, режиссер Джон Форд сказал своему коллеге и сопернику Ховарду Хоуксу: «А я никогда и не знал, что этот здоровый сукин сын может играть!». Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий и монтаж. В 1990 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Картина заняла третье место по сборам в 1948 году (4, 15 миллионов долларов), больше собрали лишь фильмы «Дорога в Рио» (4, 5 миллиона) и «Пасхальный парад» (4, 2 миллиона). Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа