The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic  The Relic


The Relic

«РЕЛИКТ»
(The Relic)

США-Япония-Германия-Великобритания, 1996, 110 мин., «Polygram/Toho-Towa/Paramount»
Режиссер и оператор Питер Хайамс, композитор Джон Дэбни
В ролях Пенелоппа Энн Миллер, Том Сайзмор, Линда Хант

Джон Уитни работает антропологом в Чикагском музее естественной истории. В Бразилии он исследует первобытное племя, а затем посылает ящики с останками доисторических животных домой. Но в последнюю минуту по необъяснимой причине он хочет снять ящики с корабля. Тем временем музей в Чикаго планирует с большой помпой открыть новую экспозицию, но неожиданно одного из охранников находят разорванным. Полиция начинает расследование и закрывает музей. Она находит и убивает сумасшедшего мужика в подземельях и разрешает открыть музей, несмотря на предупреждения лейтенанта Винсента Д’Агосты. Тот предполагает, что данное убийство может быть связано с загадочными смертями на грузовом судне, которое недавно прибыло в соседний порт. С помощью биолога Марго Грин, прикованного к инвалидной коляске доктора Фрока, его подозрения находят подтверждения. Оказывается, на судне прибыла пара ящиков с экспонатами для музея, посланных антропологом Джоном Уитни. Вскоре начинается гала-представление: в угольных туннелях под музеем что-то скрывается. Доктор Катберт, директор музея, полицейские и несколько гостей, оказавшихся на презентации, пытаются выбраться из заполненного водой мрачных подземелий под музеем, чтобы спастись от монстра…
Картина поставлена по одноименному бестселлеру 1995 года Дугласа Престона и Линкольна Чаилда. В связи с тем, что Питер Хайамс давно работал оператором, нельзя не отметить блестящую игру с тенями и светом. Точнее, очень много тьмы, мрака и неясностей, что, по мнению режиссера, должно увеличивать напряжение. Очередную порцию монстров создал Стэн Уинстон. Неудачными выглядят попытки чередования сцен преследования в музее со сценами погонь вне его стен. Это убивает напряжение. Какая-то смесь из «Хищника» (1987) и «Приключения Посейдона» (1972). Одной из главных бед картины являются примитивнейшие диалоги, когда люди объясняют друг другу, надрывая глотки, простейшие и элементарнейшие вещи. Ученые рассказывают друг другу с умными лицами то, что знает любой семиклассник. Это то же самое, если полицейский говорит другому: «Гарри, это пистолет, он стреляет, для этого нужно пальчиком нажать вот на эту вещицу, которая называется курок, и тогда из этой штуковины под названием ствол вылетит пуля, которая попадет в цель». Посмотрите, как коронер объясняет Д’Агосте анатомические признаки трупа. Кстати, обратите внимание, что музей имеет охрану, не уступающую банку или тюрьме. И почему в его подвалах находятся лабиринты и подземелья как в средневековых замках. Или ученые музейные мужи не имели о них представления? Еще один вопрос: почему эта выставка готовилась шесть месяцев? Фильм не шибко развесист в смысле ожившего монстра, и какую-то особо глубокую мысль там не найдешь. По негласной традиции Голливуда, первой жертвой становится чернокожий. Обратите на это внимание в других фильмах ужасов! Премьера фильма была задержана на 4 месяца из-за того, что не успели доделать спецэффекты, и само чудовище Котога, в частности. Кстати, само чудовище студия держала в строгом секрете. Первым выбором режиссера на главную роль был Харрисон Форд. Сценарий написали Эми Холден Джонс («Таксист», 1976; «Кровавая вечеринка», 1982; «Бетховен», 1992; «Непристойное предложение», 1993; «Побег», 1994) и Аманда Сильвер («Рука, качающая колыбель», 1992; «Око за око», 1996). Спецэффектами занимались компании «Stan Winston Studio» и «Blue Sky/VIFX». На кинофестивале «Fantasporto» картина номинировалась на Гран-при. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшую актрису (Энн Миллер) и как лучший фильм ужасов года. При бюджете в 40 миллионов долларов картина в прокате США собрала 34 миллиона.