Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Repulsion

«ОТВРАЩЕНИЕ»
(Repulsion)

Великобритания, 1965, 105 мин., ч/б, «Compton Films»
Режиссер и сценарист Роман Полански, композитор Чико Хэмилтон
В ролях Катрин Денев, Ян Хэндри, Джон Фрезер, Ивонна Фурно

Две сестры, Елена и Кэрол, живут в Лондоне в отдельной квартире. Они ведут замкнутый образ жизни, сторонясь других людей. Старшая сестра, Елена, имеет любовника, довольно пошлого и вульгарного Мишеля, который ненавидит Кэрол. Елена и Мишель уезжают в отпуск, оставив Кэрол одну в квартире. У Кэрол есть навязчивая идея: каждую ночь ей снится человек, который ее насилует. Она постоянно страдает от странных и одурманивающих галлюцинаций. Молодой человек, который влюблен в нее, проникает в ее квартиру. Кэрол его убивает и кладет труп в ванную. Вскоре управляющий домом проскальзывает в квартиру и хочет соблазнить Кэрол. Его она также убивает бритвой Мишеля и прячет труп под диваном. Оказывается, Кэрол была жертвой кровосмешения и детской психической травмы. Когда возвращаются Мишель и Елена, они находят Кэрол без признаков жизни…
Первая работа режиссера в Британии, которая заставила уважать Романа Полански. Невероятно насыщенный портрет нервной, сексуально подавленной девушки, впавшей в неконтролируемое безумие. Некоторые детали приближают фильм к жанру ужасов (разлагающийся кролик), а другие настаивают на реализме: мельчайшие подробности, типа трещин на стене. Исполнение роли Кэрол Катрин Денев просто замечательное. Она выглядит подавленной, заторможенной, грызущей ногти, с постоянно устремленным вниз взглядом. Паранойя и шизофрения, медленное развитие событий, спокойная, тихая обстановка, так что каждое слово, сказанное героиней, кажется наполненным глубоким смыслом и значением. Дань почтения Альфреду Хичкоку, как и другой фильм режиссера «На грани безумия» (1987) с Харрисоном Фордом в главной роли. Картина составляет своеобразную трилогию режиссера вместе с фильмами «Ребенок Розмари» (1968) и «Жилец» (1976) об ужасах жизни в городских многоквартирных домах. Впервые в истории кинематографа на экране был сымитирован женский оргазм (только звуки), который пропустили британские цензоры. Впоследствии режиссер признавался, что снимал этот фильм с умыслом на коммерческий успех, чтобы собрать деньги для своего более авторского проекта «Тупик» (1966). На Берлинском международном кинофестивале картина получила специальный приз жюри, приз «ФИПРЕССИ» и номинировалась на «Золотого Берлинского медведя». Англичане номинировали картину на свой приз «BAFTA» за лучшую операторскую работу. Бюджет картины составил 300 тысяч долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа