Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Robocop

«РОБОТ-ПОЛИЦЕЙСКИЙ»
(Robocop)

США, 1987, 102 мин., «Orion»
Режиссер Поль Верховен, композитор Бэсил Поледурис, продюсер Фил Типпетт, гример Роб Боттин
В ролях Питер Уэллер, Нэнси Аллен, Ронни Кокс, Мигель Феррер, Рей Уайз, Дэн О’Херлихи

В 21 веке в Детройте во весь рост встала проблема роста преступности. Чтобы как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, доктор Дик Джонс изобретает военизированный механизм ED-209, изысканный и практически неуязвимый. Но полиция не спешит складывать оружие. Доктор Леон, в ответ придумывает робота-полицейского. Для этой цели он использует тело молодого полицейского Алекса Мерфи, недавно убитого бандитами. Робот-полицейский с успехом приступает к исполнению своих обязанностей, заложенных в мозге-компьютере. Но постепенно к Мерфи возвращаются обыкновенные человеческие чувства, а вместе с ними и память. Он теперь знает, кому и как должен отомстить за свою смерть. Робот-полицейский мстит преступникам, очищает город от бандитов и убивает доктора Джонса, который выставляет против него заброшенного робота ED-209…
Картина смахивает на стандартные комиксы с героем типа Капитан Америка, использует все достижения технического прогресса, многочисленные спецэффекты, и отличается крайней насыщенностью насилием. Сам робот, состоящий из трупа и электронного механизма, наталкивает на мысли о кинематографическом Франкенштейне. Фильм имел большой коммерческий успех и было снято два продолжения, от картины к картине становившихся все слабее и слабее, и в конце концов опустившись чуть ли не до уровня телесериала. Бюджет фильма составил всего 13 миллионов долларов, а собрал он в прокате США 53, 5 миллиона и еще 24 миллиона выручил за право использования на территории США. Журналистика любит убийства, смерти и войны, репортеры с нескрываемой радостью готовы писать или рассказывать о человеческих невосполнимых потерях, о том, что для кого-то из представителей человеческого рода эта короткая миссия на этой планете уже закончилась, больше никогда и ни в каком состоянии его личность, индивидуальность не воплотиться в материальной форме на Земле. Но для них убийства и войны только источник заработка. Так вот это фильм из серии «убить ради удовольствия», не задумываясь о всем вышесказанном. Своеобразная пародия на жестокость и насилие американского кинематографа, а также сатира на правительство Рональда Рейгана, когда неизмеримо возросла роль государственных и корпоративных учреждений. Первая картина голландца Поля Верховена в Америке. Одно время на главную роль претендовали Майкл Айронсайд, Том Беренджер, Лэнс Хенриксен и Арнольд Шварценеггер. Костюм робота, изготовленный Робом Боттиным (цена которого, кстати, превышала 500 тысяч долларов), был настолько жарким, что Питер Уэллер каждый день съемок терял больше 1 кг. веса, после чего в костюм ставили кондиционер. Идея фильма пришла в голову сценаристу Эдварду Ньюмейеру после посещения съемочной площадки картины «Бегущий по лезвию бритвы» (1982). Сцена взятия в заложники мэра и его сотрудников основана на реальном случае, когда бывший сотрудник мэрии Сан-Франциско Дэн Уайт хотел получить свою должность обратно. Всего в картине 30 трупов. Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть Джонатан Каплан, но он предпочел фильм «Проект Икс» (1987). Также от режиссуры отказался Алекс Кокс ради собственной картины «Прямиком в ад» (1987). Интересно, что к рекламной компании картины на VHS был привлечен бывший президент США Ричард Никсон, которому заплатили 25 тысяч долларов, отданные им на благотворительность. В калифорнийском городке Сакраменто в зрительный зал кинотеатра, где демонстрировался этот фильм, в темноте проник человек, подозревавшийся в ограблении. Картина так увлекла его, что он не заметил, что окружившая кинотеатр полиция эвакуировала всех зрителей, что он обнаружил, когда в зале зажегся свет по окончании картины. Полиция легко задержала подозреваемого. Сесть в режиссерское кресло этой картины Поля Верховена убедила его жена, в то время, как Верховен отбросил сценарий после прочтения нескольких страниц. Актеру Кертвуду Смиту («Убийство в Техасе», 1981; «Вспышка», 1984; «Рэмбо-3», 1988; «Общество мертвых поэтов», 1989; «Оскар», 1991; «Звездный путь-6», 1991; «Крепость», 1993; «В осаде-2», 1995; «Последний из племени людей-псов», 1995; «Сломанная стрела», 1996; «Время убивать», 1996; «Столкновение с бездной», 1998) специально дали очки с простыми стеклами, чтобы он стал похожим на Генриха Гиммлера. Картина получила «Оскар» за лучший монтаж звуковых эффектов, а номинировалась за лучший монтаж и звук. На международном кинофестивале в Аворьязе картина получила специальный приз и приз за лучшие спецэффекты. На кинофестивале в Ситгее картина получила приз за лучшую режиссуру и номинировалась на Гран-при. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, сценарий, грим, спецэффекты и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучшие костюмы, актера и актрису (Уэллер и Аллен). Британская киноакадемия номинировала фильм на свой приз «BAFTA» за лучшие спецэффекты и грим. Первоначально играть подругу робота-полицейского должна была Стефани Цимбалист («Пробуждение», 1980), но она сделала выбор в пользу телесериала «Remington Steele» (1982-87). Оружием робота-полицейского была модифицированная «Beretta M93R». Визуальными эффектами занимался Джо Мартин («Битлджус», 1988; «Дракула», 1992; «Игрушки», 1992; «Ценности семейки Аддамс», 1993; «Никсон», 1995; «Звездный десант», 1997; «Лейк-Плесид», 1999; «Шестой день», 2000). Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа