Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Rollerball

«РОЛЛЕРБОЛ»
(Rollerball)

США, 1975, 129 мин., «Algonquin/United Artists»
Режиссер и продюсер Норман Джуисон, композитор Томазо Альбинони
В ролях Джеймс Каан, Джон Хаусман, Ральф Ричардсон, Альфред Томас, Мод Адамс, Джон Бек

В 2018 году национальности были упразднены, политики были заменены технократами, голод исчез и образовалась цивилизация наслаждений и досуга. Главным развлечением стала игра под названием «роллербол», построенная на противостоянии двух команд на роликовых коньках. Джонатан начинает свой восьмой сезон, и его популярность переходит все границы. Президент спонсирующей команду компании Бартоломью просит его быть более безжалостным, свирепым и жестоким, но Джонатан отказывается. Его команде в полуфинале противостоит сборная Токио, а в финале-Нью-Йорка, где Бартоломью изменяет правила. Теперь время игры не ограничено. Встреча превращается в грандиозную бойню, в которой выживает один Джонатан. Толпа скандирует его имя…
Матчи роллерболистов производят исключительное впечатление и придают фильму редкое насилие. Между матчами промежутки заполняются довольно неопределенными философскими рассуждениями, в частности о том, что популярность чемпионов может угрожать власти технократов. Но разве не существует больше никакой другой опасности? Следуют также намеки на экологию и общество безграничного потребления. Но промежутки очень быстро забываются на фоне роллербола, превосходно снятого Норманом Джуисоном, чей это, вероятно, лучший фильм. Как и картины «Смертельные гонки 2000 года» (1975) и «Бегущий человек» (1987)-это фильм о тираническом правительстве, которое хочет искоренить насилие, придав ему соревновательную окраску. Фильм увлекателен идеалистической американской идеологией индивидуальности, противостоящей фашизму. Джонатан-классический герой-бунтарь, профессионал в своей области, но абсолютно не интересующийся политикой до тех пор, пока тяжесть всего мира не обрушивается на него. Представьте себя Майкла Джордана или Тайгера Вудса интересующимися только собой. Фильм также затрагивает тему могущества корпораций и манипулирования средствами массовой информации. Люди часто не понимают, что это фильм не о том, каким спорт станет в будущем, а философский комментарий о том, что в обществе абсолютно все превращается в индустрию для извлечения прибыли. Но люди заботятся о пище, здоровье, удовольствиях, они это получают и, поскольку удовлетворены, думают, что живут в свободном мире, где могут делать все, что захотят. Очень забавное заблуждение! Мод Адамс («Человек с золотым пистолетом», 1974; «Killer Force», 1975; «Татуировка», 1981; «Осьминожка», 1983; «Вид на убийство», 1985; «Убийственный рефлекс», 1989; «Тихая ночь, смертоносная ночь-4», 1990) трижды снялась в картинах о Джеймсе Бонде в качестве его подруги. Картина снималась в Мюнхене и Лондоне. Интересно, что игра настолько захватила актеров, статистов и съемочную бригаду, что они по-настоящему играли в нее в перерывах между съемками. Спецэффектами занимался Джон Ричардсон («Дьяволы», 1971; «Соломенные псы», 1971; «День шакала», 1973; «Джаггернаут», 1974; «Малер», 1974; «Предзнаменование», 1976; «Люди, которые забыли время», 1977; «Вожди Атлантиды», 1978; «Лунный гонщик», 1979; «Нападение в Северном море», 1980; «Леди-ястреб», 1985; «Чужие», 1986; «Уиллоу», 1988; «Лицензия на убийство», 1989; «Горец-2», 1991; «Скалолаз», 1993; «Звездный десант», 1997; «Завтра не умрет никогда», 1997; «Одного мира мало», 1999; «Глубокое синее море», 1999; «Гарри Поттер и философский камень», 2001; «Гарри Поттер и секретная комната», 2002; «Умри, но не сейчас», 2002). Норман Джуисон пригласил Джеймса Каана на главную роль после того, как увидел его в картине «Brian's Song» (1971). Ходили слухи, что во время съемок погибло несколько каскадеров, но они были ложными. Первый фильм, где каскадеры были упомянуты в финальных титрах. После этой картины такое стало нормой. Эпизоды игры снимались на баскетбольном стадионе Мюнхена. Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление, а номинировала за лучшую операторскую работу, монтаж и звук. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую операторскую работу, актера (Джеймс Каан, вместе с Доном Джонсоном за роль в картине «Парень и его пес», 1975) и как лучшему фантастическому фильму года. В прокате США картина собрала 30 миллионов долларов и еще 9 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа