Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Rosemary’s Baby

«РЕБЕНОК РОЗМАРИ»
(Rosemary’s Baby)

США, 1968, 134 мин., «Paramount»
Режиссер и сценарист Роман Полански по Айре Левину, композитор Кшиштоф Комеда, продюсер Уилльям Кастл
В ролях Миа Фэрроу, Джон Кассаветес, Рут Гордон, Чарльз Гродин

Молодая чета, Розмари и Гай Вудхаус, переезжают в старый дом в Нью-Йорке, известный тем, что он служил пристанищем для двух сестер, обвиненных в убийстве детей. Позже в этом доме жил знаменитый знахарь Адриан Маркато. Розмари знакомится с молодой девушкой Терри, которую приютила пожилая пара Кастеветов. Кастеветы занимают квартиру рядом с Вудхаусами. Некоторое время спустя на шоссе находят изуродованный труп Терри. Она упала из окна дома. Кастеветы знакомятся с Розмари и Гаем. Минни Кастевет дает Розмари кулон, похожий на тот, который носила Терри. Розмари принимает подарок, но не одевает драгоценность. Гай, после частых встреч с Романом Кастеветом получает роль, которую очень давно хотел. Актер, который играл роль до него, внезапно ослеп. Гай говорит, что хочет ребенка. Розмари видит сон, в котором ее насилует и оплодотворяет какой-то зверь во время ритуальной церемонии, где присутствуют, как ей кажется, чета Кастеветов и Гай. Но на самом ли деле это был сон? Некоторое время спустя Розмари забеременела. Кастеветы советуют ей обратиться к их знакомому гинекологу, доктору Сапирштейну. Он рекомендует девушке различные микстуры и настойки, которые делает для нее Минни Кастевет. У Розмари появляются характерные признаки беременности, и ее начинают мучить приступы боли. Доктор Сапирштейн уверяет ее, что все нормально. Старый друг Вудхаусов, Хутч, навещает Розмари и обеспокоен ее болезненным состоянием. Она знакомит его со своим мужем. Однажды Хутч не приходит на встречу, которую ему назначила Розмари. Он необъяснимо впадает в кому. Во время ужина Розмари разговаривает со своими друзьями, которые советуют проконсультироваться у другого медика. Но Гай запрещает это делать. Она узнает, что Хутч умер. После его похорон, подруга умершего дает Розмари книгу, которую тот ранее приготовил для нее. Это оказывается сочинением на тему колдовства. В книге девушка обнаруживает, что Роман Кастевет не кто иной, как Стивен Маркато, сын знаменитого знахаря Адриана Маркато. Но Гай выбрасывает. Вскоре Розмари узнает, что слепой актер, чья роль досталась Гаю, обменялся чем-то с Кастеветом, прежде чем ослепнуть. Она делится подозрениями, касающимися сатанинских действий соседей и Гая, со своим бывшим гинекологом. Тот не верит ей и приглашает Гая и Сапирштейна. Розмари убегает от них и запирается в своей комнате. Но Кастеветы догоняют ее, используя тайный проход, соединяющий две квартиры. Они насильно дают ей болеутоляющее средство. Розмари рожает. Сапирштейн говорит ей, что ребенок умер. Несколько дней спустя Розмари проникает в квартиру Кастеветов и обнаруживает там секту почитателей Сатаны. Ребенок родился живым и здоровым. Он есть монстрообразный продукт ее насильственного спаривания с Сатаной, пришедшего из глубин Земли для того, чтобы сделать себе подобного. Розмари узнает, что Гай, в обмен на некоторые выгоды, заключил соглашение с сектой. Она плюет ему в лицо и смотрит на ребенка. Роман Кастевет пытается обратиться к ее материнским чувствам: не ее ли это ребенок в первую очередь? Розмари не может противостоять этому инстинкту. Она медленно приближается к колыбели…
В трех главах под названиями «Рай», «Чистилище» и «Ад» своей автобиографической книги, вышедшей в 1976 году, продюсер Уилльям Кастл рассказывает о съемках данного фильма. Будучи вторым читателем книги Айры Левина после Альфреда Хичкока, он сразу представил себе триумф, который может принести фильм, поставленный по этому произведению. Он покупает права на экранизацию романа на свои собственные деньги с намерением продюсировать и поставить фильм самому. Недавний приобретатель студии «Paramount» Чарльз Бладхорн просит снимать фильм на его студии. Кастл ведет переговоры о возможном сотрудничестве и перепродает права на экранизацию за сумму в несколько раз превышающую ту, которую заплатил он. Бладхорн советует нанять в качестве режиссера молодого поляка Романа Полански, который до этого снял только четыре полнометражных фильма. Кастл встретился с режиссером и тотчас проникся к нему антипатией. Но когда он увидел, что по самым существенным моментам, касающимся концепции фильма, они практически единодушны, он изменяет свое мнение и нанимает Полански. Каковы были эти точки соприкосновения? Точное следование содержанию книги. Отказ от технических приемов и спецэффектов, присущих фильмам ужасов. Умеренность и строгость постановки. Кастл приглашает актрис Миа Фэрроу и Рут Гордон, в то время как Полански хочет в главной роли видеть Тьюздей Уэлд. Режиссер очень долго ждал Роберта Рэдфорда на роль Гая, но тот сначала снимался в картине «Downhill Racer» (1969), а потом стал конфликтовать с «Paramount», и роль досталась Джону Кассаветесу. Выбор Полански не понравился Бобу Эвансу, одному из руководителей «Paramount», который считал, что для этой роли нужна откровенно злая личность. Но Полански посчитал, что нужен именно молодой романтик, чей сатанинский характер проявлялся постепенно в течение всего фильма. Кастл присутствовал при съемках и был очарован профессионализмом Полански, но разочарован медлительностью и превышением бюджета. Он описывал их сотрудничество как «изящную пытку». В своей автобиографии, вышедшей в 1984 году, Полански отметил, что он превысил на четыре недели первоначальный план съемок, состоявший из пятидесяти дней и на двадцать процентов бюджет, составлявший 1 900 000 долларов. Роман Полански попросил Кастла сыграть роль Сапирштейна, но тот отказался и появился только в короткой сцене в кабинке телефона. «Ребенок Розмари», без сомнения, лучший фильм Полански и единственная картина, где его работа оказалась на уровне ожиданий. Загадка личности Полански, которая сделала его характерным режиссером постклассической голливудской эры, заключается в его способности вызывать у продюсеров повышенный энтузиазм, так что разочарования-коммерческие или эстетические-которые следуют потом, совсем не подрывают их репутацию. «Ребенок Розмари» является исключением в этом правиле и почти не разочаровывает, хотя он далек от того, чтобы считаться шедевром. Тень Хичкока висит над фильмом, как она планирует над первым получасом другой картины Полански «На грани безумия» (1988), великолепной вариацией на тему фильма мэтра «Человек, который слишком много знал» (1934). Но сравнение этого или того фильма Полански с любым шедевром Альфреда Хичкока быстро показывает пропасть, которая их разделяет. Хотя в «Ребенке Розмари» Полански сумел без каких-либо драматических уловок, без каких-либо внешних и показных эффектов, создать болезнетворный климат, атмосферу беспокойную, тревожащую и загадочную. Эта конструкция держится на реалистичном описании всех персонажей. Состав актеров является сильной стороной фильма, и квартет Миа Фэрроу, Рут Гордон, Джон Кассаветес и Сидней Блэкмер, талантливых и отлично гармонирующих друг с другом людей, надолго врезается в память. Полански писал в своей автобиографии, что эту атмосферу, присутствующую в большей части повествования, он воплотил через личность героини, что он уже пытался сделать в картине «Отвращение» (1965, в главной роли Катрин Денев). «Чтобы выразить эту непосредственность, я часто снимал сложные планы с короткими фокусами, для которых нужны крайняя точность в расположении камеры и актеров. Часто использовался способ, который состоит в применении фокусов более долгих, которые позволяют удалять камеру от снимаемых объектов. Конечно, работать можно было быстрее, но тогда потерялось бы много визуальной эффективности, и образы были бы менее убедительными. В идеале нужно, чтобы объектив камеры был на таком же расстоянии от снимаемой сцены, что и глаза зрителя». Кроме того, Полански попытался сохранить в истории характер двусмысленности. Например, можно представить себе, что все происходящее есть продукт больного воображения героини. Нужно сказать, что это намерение почти не отразилось на экране. Честно говоря, все переживания Миа Фэрроу воспринимаются как реальные и не подвергаются сомнению. Главная тема фильма-муки женщины, беременной сыном Сатаны, произвела на публику необычайно сильное впечатление, что предвидел Уилльям Кастл и первые читатели книги Айры Левина. В понимании продюсеров фильма, режиссура Полански была лишь дополнительным средством, приложенным к бесценному материалу. Первая голливудская работа прославившегося в Европе режиссера. Этой картиной Полански открыл целое направление фильмов оккультистского и мистического жанра. Фильм приобрел культовую популярность, а Рут Гордон получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. Картина также номинировалась на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Картина получила «Золотой глобус» за лучшую актрису второго плана (Гордон), а номинировалась за лучшую музыку, сценарий и как лучший фильм года. Итальянская киноакадемия вручила картине свой приз «Давид Ди Донателло» за лучшую иностранную режиссуру и иностранную актрису (Миа Фэрроу, вместе с Барбарой Стрейзанд за роль в фильме «Забаваная девушка», 1968). Английская киноакадемия номинировала Миа Фэрроу на свой приз «BAFTA» как лучшую иностранную актрису (также за роли в фильмах «Секретная церемония», 1968 и «Джон и Мэри», 1969). В последней из трех глав, посвященных фильму, Кастл затронул странные и ужасные последствия съемок. Они начались с потока писем с угрозами смерти, пришедшими в его офис. Сам Кастл был госпитализирован из-за камней в почках, что потребовало несколько хирургических вмешательств. В клинике, где он находился, умирает композитор фильма Кшиштоф Комеда, ставший жертвой несчастного случая. Когда, наконец, Кастл вышел из клиники, крупные заголовки газет объявляли о жестокой резне, в которой погибает актриса Шарон Тейт, беременная супруга Романа Полански, убитая бандой маньяка-сатаниста Чарльза Мэнсона. Интересно, что банду Мэнсона звали «Helter-Skelter» по имени песни «Битлз», а Джон Леннон до своего убийства жил в многоквартирном комплексе «Дакота» на Манхэттене, где происходит действие картины. Напротив этого дома Леннон был и убит. Знаменитый лидер культа сатанистов Антон Леви не только был техническим консультантом фильма, но и снялся в роли Сатаны в эпизоде, когда героине снится, как ее насилует черт (это оказался очень распространенный слух). Анжела Дориан, которая играет Терри, на самом деле псевдоним актрисы Виктории Ветри. Она взяла его после того, как снялась для «Плейбоя» и была признана девушкой 1967 года. Интересно, что когда Роман Полански впервые увидел ее на пробах, он воскликнул: «Вы выглядите как Виктория Ветри!», на что Анжеле пришлось признаться, что это она и есть. «Paramount» в 1976 году выпустил телевизионное продолжение под названием «Посмотрите, что случилось с ребенком Розмари» известного монтажера, обладателя «Оскара» Сэма О'Стина. Оригинальной идеей фильма было то, что в концовке зло торжествовало над добром, а не наоборот, как это всегда было принято в Голливуде. Именно в момент съемок этой картины Миа Фэрроу получила развод от своего мужа Фрэнка Синатры. Первоначально режиссуру фильма предложили Альфреду Хичкоку. Вторая картина из знаменитой трилогии Романа Полански, состоящей из фильмов «Отвращение» и «Жилец» (1976). При бюджете в 2, 3 миллиона долларов картина только за право использования на территории США выручила 15 миллионов. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа