Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Salvador

«САЛЬВАДОР»
(Salvador)

Великобритания-США, 1986, 122 мин., «Hemdale Film»
Режиссер, сценарист и продюсер Оливер Стоун, композитор Жорж Делерю
В ролях Джеймс Вудс, Джеймс Белуши, Джон Сэвидж, Майкл Мерфи

1979 год. Американский журналист Ричард Бойл, из-за своей тяги к спиртному оставшись на родине без работы, денег и семьи, решает отправиться в Сальвадор, где в то время начинаются антиправительственные беспорядки (переросшие в гражданскую войну между правительством и народно патриотическими силами, длившуюся в течение 1979-1992 годов), чтобы собрать «горячую» информацию и продать ее в какой-нибудь журнал. Несмотря на то, что ранее Бойл уже побывал в Камбодже и Вьетнаме, его не могут в очередной раз не шокировать ужасы военных действий. Бойл оказывается в плену у партизан, погибают его друзья и знакомые, и его собственная жизнь не раз будет висеть на волоске. Спрашивается: ради чего идти на такие жертвы?…
Сейчас трудно поверить, но это первая режиссерская работа Оливера Стоуна в большом кино после двух ныне забытых фильмов ужасов «Захват» (1974) и «Рука» (1981), а также сценариев фильмов «Полночный экспресс» (1978), «Конан-варвар» (1982), «Лицо со шрамом» (1983) и «Год дракона» (1985). Сам Стоун позднее признавался, что во время съемок чувствовал, что этот фильм может стать его последним шансом пробиться в режиссеры. Интересно, что консультантом картины был человек, которого убили в столице Сальвадора во время работы над этой картиной. Съемки фильма проходили в очень нервной и трудной атмосфере. Например, когда Джеймс Вудс обнаружил, что в магазине его ружья находились холостые патроны, которыми он мог пораниться, он отказался доснимать сцену дальше, чем вызвал большую ссору среди членов съемочной группы. Прототипом фотографа в исполнении актера Джона Сэвиджа («Охотник на оленей», 1978; «Крестный отец-3», 1990) могли быть реальные фотографы из «горячих точек» Джон Хагланд или Оливье Реббот. Первым кандидатом режиссера на роль Ричарда Бойла был Марлон Брандо, который в то время был в глубоком уединении и не снимался в период 1980-89 годов. Другими кандидатами были Пол Ньюман и Ли Марвин. Но Ньюман имел столько проектов, что просто не мог вместить этот фильм в свой график, а Марвин почувствовал себя слишком старым для этой роли: он умер в том же году, когда картина вышла в прокат. Режиссер с огромным трудом нашел финансирование для этого проекта, для чего ему даже во второй раз пришлось заложить собственный дом. Картина вышла в прокат США ограниченным тиражом, и лишь после успеха следующего фильма Оливера Стоуна «Взвод» получила полноценный национальный прокат. Чтобы снять масштабную сцену с повстанцами-кавалеристами Оливер Стоун из собственного кармана расплатился чеком на 25 тысяч долларов. Джеймс Белуши рассказывал, что во время съемок у актеров не было ни трейлеров, ни гримерных, а ему самому часто приходилось сниматься в собственной одежде. Картина поставлена на основе реальных событий с Риком Бойлом, журналистом и другом Оливера Стоуна. Сам Бойл жил в своей машине в ожидании, пока Оливер Стоун первым не прочитает его воспоминания о Сальвадоре. Джеймс Вудс и Джеймс Белуши часто ссорились на съемочной площадке, не желая уступать другу друга центральную фигуру картины, чем тайно вдохновляли Оливера Стоуна. Знаменитая сцена признания Бойла была полностью сымпровизирована Джеймсом Вудсом и, по его мнению, послужила главной причиной его номинации на «Оскар». Убийство Кэти было основано на реальном случае, когда четыре американские монахини были изнасилованы и убиты в столице Сальвадора. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий и актера (Вудс). При бюджете 4, 5 миллиона долларов картина в первоначальном прокате США собрала 1, 5 миллиона. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа